"Временный" запрет на ношение никабов в Дагестане, задержания участников "шариатских патрулей" в Кабардино-Балкарии, заявление чеченского оппозиционного блогера Хасана Халитова о похищении родственников в Чечне, новая должность племянника Кадырова и долги перед налоговой Хабиба Нурмагомедова – об этом в 191-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Запрет никаба
В России вновь обсуждают необходимость ношения никаба – исламского женского головного убора, закрывающего все лицо за исключением глаз. Против никабов выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, а муфтият Дагестана уже ввел на них временный запрет.
Новый виток обсуждений никабов начался с того, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил за "срочный" запрет ношения никаба вскоре после нападений в Махачкале и Дербенте. Председатель СКР раскритиковал ислам и мигрантов, заявив, что на территорию России якобы "провезли знамя исламского террора", поэтому Госдуме срочно нужно регулировать поведение "завозимых сюда людей" принятием закона о запрете никабов.
На эти слова отреагировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Он предупредил, что Бастрыкину следует "быть аккуратным", говоря об исламе, и рекомендовал ему не ставить в один ряд ислам и террор, ведь теракты совершают не мусульмане, а "оголтелые фанатики и шайтаны", добавил глава Чечни. В таком же духе высказался глава Дагестана Сергей Меликов, назвав попытки усмотреть признаки терроризма в никабах "неосторожными" и "опасными". При этом он сам высказывался против ношения никабов, подчеркнув, что его позиция основана не на религии, но безопасности.
После слов Бастрыкина активизировался муфтият Дагестана. Муфтий Ахмад Абдулаев 1 июля заявил, что духовное управление в ближайшее время издаст фетву о запрете никабов. Однако отдел фетв в итоге не увидел "достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба", но 3 июля муфтият все же вынес временный запрет – без издания фетвы. Заместитель муфтия Дагестана Абдулла Салимов рассказал, что ограничение продлится "до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения".
В России, учитывая высокий уровень ксенофобии, никаб воспринимается как вызов, говорит журналистка и правозащитница из Дагестана, глава кризисной команды "Марем" Светлана Анохина:
"Никаб сразу воспринимается как красная тряпка, как вызов. Помню, в двухтысячных годах девушек в черных хиджабах высаживали из маршруток – это приравнивалось к терроризму. Другое дело, почему такие заявления делают высокопоставленные чиновники, почему такое заявляет тот же Бастрыкин и почему об этом заговорил муфтий. С муфтием все понятно, муфтият очень сильно аффилирован с государством, он совершенно прогосударственная институция, без поддержки государства он бы так долго не продержался в нынешнем виде. И он очень сильно поддерживал государство в борьбе с так называемыми ваххабитами, все это сводилось к тому, что на так называемые салафитские мечети проводились постоянные рейды".
Между тем, когда мы записывали этот выпуск, стало известно о задержании трех жителей Дагестана в рамках расследования нападений в Дербенте и Махачкале. Их подозревают в связи с группой боевиков, в их отношении возбуждены уголовные дела о терроризме и незаконном обороте оружия.
Задержание участников "шариатских патрулей"
В Кабардино-Балкарии возбуждено уголовное дело из-за создания "шариатских патрулей", об этом сообщают телеграм-каналы со ссылкой на собственные источники. Подтверждения этой информации на официальных ресурсах МВД и Следственного комитета нет.
Участники так называемых шариатских патрулей "следили за поведением людей в городе" Тырныаузе и нападали на тех, чей образ жизни и поведение отличаются от их религиозных убеждений. По данным телеграм-канала "Сапа", в группе состояло восемь человек, канал Baza пишет о семерых участниках. 1 июля в их отношении возбудили уголовные дела по статье об организации экстремистского сообщества. По версии следствия, эта группа действовала шесть лет, за это время от "шариатских патрулей" пострадали не менее 14 человек, некоторых из них били палками, отмечает канал "Сапа".
Между тем в Дагестане предлагают запретить в России несуществующее "движение чайлдфри" – с такой идеей выступил депутат Госдумы от региона Бийсултан Хамзаев.
"Чайлдфри" называют людей, которые сознательно выбрали не иметь детей. Хамзаев усмотрел в этом "распространение экстремистской идеологии". При этом в беседе с журналистами депутат признал, что как организации чайлдфри "не существует юридически". Но, по его мнению, "фактически они ведут деятельность". Не приводя конкретных примеров, он заявил о неких "разноуровневых организациях", которые "формируют общественное мнение и агрессивно уверяют человека, что ему не надо рожать детей ради личной свободы".
Бийсултан Хамзаев – член партии "Единая Россия", он находится под международными санкциями за поддержку вторжения в Украину и известен как автор доносов на журналиста Александра Невзорова и музыканта Бориса Гребенщикова. Депутат неоднократно выступал со скандальными законопроектами, в частности, он предлагал исключить английский язык из школьной программы.
Заявление Хасана Халитова о похищениях членов семьи
Живущий за границей оппозиционный чеченский блогер Хасан Халитов заявил о похищении в республике его отца и двух братьев. Он опасается, что глава Чечни Рамзан Кадыров может устроить над ними показательную расправу.
По словам Халитова, его родственников похитили 28 июня. Отец блогера пропал, когда вышел из своего дома в селе Закан-Юрт; братьев вызвали для беседы в Грозный, с тех пор с ними нет связи. Автомобиль одного из них позднее вернули, но пустым.
Халитов связывает произошедшее со своей недавней попыткой поговорить с дочерью главы Чечни о похищениях жителей республики. Вот что блогер рассказал в комментарии телеканалу "Дождь":
"Они пропали, с 28-го числа о них нет никаких новостей. Я думаю, это связано с тем, что недавно Кадыров делал заявление, что если кто-то совершит какое-то преступление в Чеченской республике, он будет похищать и убивать родных – дядю, брата, отца".
Власти Чечни и местные правоохранительные органы заявления Халитова о похищении его родственников не комментируют.
Новый глава Совбеза Чечни – племянник Кадырова
Рамзан Кадыров назначил своего племянника Хамзата Кадырова, ранее занимавшего пост помощника главы Чечни, на должность секретаря Совета безопасности республики. Эту должность занимал двоюродный брат главы Чечни Турпал-Али Ибрагимов – теперь он возглавит администрацию Шалинского района.
Хамзату Кадырову 27 лет, он сын старшего брата Кадырова Зелимхана, погибшего в 2004 году. До последнего времени занимал должность помощника главы республики по силовому блоку и заместителя министра имущественных и земельных отношений. Ранее был министром Чечни по физической культуре, спорту и молодежной политике, причем в 2021 году на этой должности его сменил Турпал-Али Ибрагимов.
Турпал-Али Ибрагимов – уроженец села Герменчук Шалинского района, сын родной сестры Аймани Кадыровой, матери главы Чечни. Ранее он уже руководил администрацией Шалинского района, затем в марте 2021 года был назначен первым замруководителя администрации главы и правительства Чечни, несколько месяцев спустя стал министром спорта, затем – министром имущественных и земельных отношений, а в ноябре 2022 года возглавил Совбез Чечни.
В Чечне десятки родственников главы республики назначаются на высокие позиции в руководстве региона. Сейчас из 23 постов в правительстве региона шесть занимают дети и зятья Кадырова, а еще пять – другие родственники или односельчане.
Долги Нурмагомедова
Счета экс-чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова в России арестованы из-за долгов перед налоговой в 297 млн рублей. Поводом для проверок стали инвестиции "в отели Турции и стартапы в ОАЭ", пишет телеграм-канал Mash.
Ранее СМИ сообщали о гражданстве ОАЭ, которое обнаружили у спортсмена. В России Нурмагомедов подвергся критике после встречи с экс-президентом США Дональдом Трампом. Спортсмен выразил уверенность, что Трамп остановит "палестинскую войну" в случае победы на президентских выборах в США.
Эта встреча вызвала негодование прокремлевских деятелей – от писателя Захара Прилепина до члена совета по правам человека Марины Ахмедовой. После нападений в Дагестане они же обвинили спортсменов ММА в поддержке "ваххабитской идеологии".
Один из участников нападения на церкви и синагоги в Махачкале и Дербенте несколько месяцев занимался в школе имени отца Нурмагомедова. Когда об этом стало известно, с проверкой в школу приезжали вооруженные силовики. Хабиб Нурмагомедов заявлял, что нападавшие не имели отношения к учебному заведению – один из них лишь несколько месяцев занимался в этом зале в 2021 году.
Форум