В социальные паспорта классов нескольких махачкалинских школ был введен пункт о том, носит ли ребенок хиджаб. Эта графа, как утверждают учителя, появилась по требованию инспекции по делам несовершеннолетних (ПДН). В Минобре и МВД по Дагестану, однако, заявляют: это инициатива самих учебных заведений.
"Такие бланки были давно"
Ранее в интернете появились фотографии социальных паспортов, которые якобы ведутся в школах №13, №15 и №61. В документах необходимо указать количество детей-сирот, инвалидов, трудных подростков, учеников из малообеспеченных семей, а также девочек, которые носят хиджабы.
Пользователи соцсетей обрушились с критикой на директоров указанных школ и муфтият Дагестана. Руководители образовательных учреждений отбивались: это провокация.
"Распространение бланков с пунктом 'о девочках в хиджабах' сейчас – это чья-то провокация", – сказала "Кавказ.Реалии" директор школы №15 Анжела Капланова, заверив, что "такие бланки были давно – пять-шесть лет назад".
"Если в семье такие принципы [ношение хиджаба], то мы должны их уважать", – вторит коллеге директор №13 школы Муминат Муртазаева и демонстрирует стопку грамот от муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева.
По словам Муртазаевой, у них в школе и некоторые учителя ходят в хиджабах. "Если надо, то можем и помещение с ковриком для молитвы предоставить", – продолжает она, отмечая, что указание о регистрации девочек в хиджабах ее СОШ получила от инспектора по делам несовершеннолетних.
Как уточнили другие педагоги, такое распоряжение поступило в 2016 г., когда "боевики стали возвращаться из Сирии". В этом же году таких указаний не было. "Сейчас у нас социальный паспорт нового образца. Бланк, фото которого распространили в сети, давнишний", – подчеркивает директор 13-й школы.
Жительница Махачкалы Наталья Захарова, дети которой учатся в школе №1, с пунктом о девочках в хиджабах не сталкивалась. "Надо отдать должное: педагоги нашей школы не делят детей по тому, кто как одет – в хиджабе или нет, – с благодарностью произносит она. – И это очень чувствуется в отношениях между детьми".
Захарова, однако, обращает внимание на другую проблему: директора и учителя местных школ либо не знают, либо категорически пренебрегают законом.
"Собирают данные детей без обязательной процедуры подписания документов о хранении персональных данных, проводят психологические тестирования без уведомления родителей , – перечисляет она. – Ставят прививки, не спрашивая согласия, не объясняя, какие могут быть последствия. Собранные данные педагоги передают третьим лицам: выкладывают, например, в общий чат WhatsApp. Данные касаются места проживания, состава семьи, национальности, группы здоровья и пр.".
МВД: не наша инициатива
На возмущение интернет-общественности уже отреагировал начальник управления образования Махачкалы Вадим Дибияев, написав в Instagram, что "ни управлением образования, ни образовательными организациями Махачкалы не ведется учет учениц, носящих хиджаб".
"Это недопустимо как с точки зрения защиты прав учащихся, так и с точки зрения моральной этики", – добавил он.
Глава пресс-службы МВД по Дагестану Гаяна Гариева сообщила корреспонденту "Кавказ.Реалии", что их ведомство не поручало никому фиксировать девочек в хиджабах.
"В ПДН мне ответили, что они такого указания школам не давали", – сказала она, отметив, что "по крайней мере, в МВД информация о школьницах в хиджабах не стекалась".
Педагог школы №13 Ольга Старостина стоит на своем: это было указание ПДН, чьи сотрудники закреплены за каждой школой. И обосновывалась эта команда "необходимостью выявлять семьи, исповедующие традиционный и нетрадиционный ислам".
"Мало ли что. Вдруг кто-то настроен радикально и будет вести агитацию", – разводит руками педагог, признавая, впрочем, что "ребенок члена незаконного вооруженного формирования может и не носить хиджаб".