В Дагестане возбудили уголовное дело в отношении администратора страницы "Имамат Дагестана" в Instagram Ахмада Исрапилова. Его обвиняют в публичных призывах к экстремизму. Паблик Исрапилова известен травлей участников и организаторов культурных событий, которые, по мнению подписчиков, "разрушают моральные устои жителей республики".
"Имамат Дагестана" выступал против проведения аниме-фестиваля и концерта певца Егора Крида. Что означает дело против "ревнителя нравственности" и прекратится ли после этого травля организаторов концертов в Дагестане, "Кавказ.Реалии" спросил у экспертов.
Адвокат Патимат Нурадинова, представляющая интересы участников и организаторов сорванного фестиваля аниме, рассказала "Кавказ.Реалии", что на 12 марта было назначено судебное заседание по их иску, однако его перенесли на 27 марта. "МВД Дагестана прислало возражение по иску и попросило сделать ответчиками УМВД по Махачкале, судья с ними согласилась, поэтому дату перенесли", - рассказала "Кавказ.Реалии" Нурадинова.
Заявители планируют признать незаконными действия руководства Аварского театра, которые допустили срыв фестиваля, а также МВД республики, которые не обеспечили безопасность участникам мероприятия.
На время следствия суд оставил Исрапилова под подпиской о невыезде. Мужчина полностью признал свою вину и подписал признательные показания.
Установка в народе
По мнению заведующего отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Заида Абдулагатова, в Дагестане и раньше были случаи, когда пытались не допустить в республике какие-то мероприятия или приезд каких-то артистов по морально-нравственным соображениям.
"Ничего удивительного в том, что это произошло, я не вижу. Это исламская республика, где на всех женщин хотят надеть хиджаб. Такая установка есть не только у муфтията, но и в 'народном' исламе. Но есть другие аспекты. Мы живем в светском государстве, а эти мероприятия происходят не на улице или площади, а в театре. Кто хочет – может пойти посмотреть, а кто не хочет, может пойти в мечеть", - говорит Абдулагатов.
По его словам, включение некоторых спортсменов, которые имеют большое влияние в обществе, в политику, ни к чему хорошему не приведет.
"В Дагестане есть свои традиции – уважительное отношение к женщине, к старшим. Мы должны их соблюдать, но, когда речь идет о каких-то камерных явлениях, тот, кто хочет туда пойти, должен иметь право сделать это", – считает социолог.
Булгакова не читал, но осуждаю
Эксперт называет удивительным поведение государственных чиновников, которые отвечали за мероприятия, вызвавшие общественный резонанс. "Они (чиновники), конечно, могут сказать, что мы должны соблюдать традиционные нормы, но они не должны поддерживать запрет того, что не нравится, допустим, муфтияту, или верующему человеку. У нас не должно быть тоталитарного, авторитарного управления культурными ценностями. По исламу, например, мы не должны изображать людей, мы не должны играть на духовых инструментах, а мужчины и женщины не должны находиться в одном помещении. Если такие нормы мы будем устанавливать, то зайдем далеко. Многое зависит от того, как поведет себя власть, но светские организации боятся защищать светские культурные ценности", – считает Абдулагатов.
Политолог Альберт Эседов уверен, что Минкульт должен иметь в штате специалистов, умеющих не допускать конфликтные ситуации с точки зрения разных культурных позиций. Явные проблемы, по его мнению, очевидны в работе с молодежью: "Получилось, в школе не читал Булгакова, а потом в юношестве шокирует постановка 'Мастер и Маргарита'. Думаю, уместен будет пример из моего личного детского опыта: тренер не допускал на тренировки, если не имелись положительные результаты учебы в школе. В результате даже субъективная реакция лидеров общественного мнения может вызвать лавину реакций. В том числе и достаточно жестких. То есть, Минкульт, Минобр, Минспорт, Минмол, Минпечати просто обязаны работать во взаимодействии, чтоб не было такой хаотичной и нетерпимой друг к другу поляризации в обществе", - подытожил эксперт.