Житель Дагестана Абуталип Шахруев обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на пытки. "Кавказ.реалии" попытался выяснить, какая перспектива у этой жалобы в Европе.
Абуталип Шахруев направил жалобу в ЕСПЧ на пытки со стороны сотрудников Центра по противодействию экстремизму МВД Дагестана. Как говорится в сообщении правозащитной организации "Зона права", в июле 2017 года его остановили сотрудники полиции, когда он управлял автомобилем.
По версии мужчины, полицейские сбили его с ног, избили, а потом увезли в ЦПЭ. Как утверждает Шахруев, оперативники стали силой выбивать признания в связи с участниками незаконных вооруженных формирований.
"В ход шло прикрепление к пальцам руки и ног, а также к мочкам уха проводов, через которые пропускался ток, засовывание этих проводов в рот, применение швабры, надевание пакета на голову", – говорится в сообщении.
Шахруев под пытками был вынужден оговорить себя, и в отношении него возбудили дело об участии в НВФ. У мужчины диагностировали множественные гематомы и ссадины, но СК отказался возбуждать уголовное дело в отношении полицейских. В марте 2018 года его приговорили к 11 годам колонии.
Адвокат Арсен Шабанов, сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права", рассказал "Кавказ.Реалии", что жалоба подана о нарушении трёх статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод – ст. 3 (запрет пыток), ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 7 (право на наказание исключительно на основании закона). Адвокат выразил надежду на положительный исход, так как по жалобам на пытки в европейский суд сложилась хорошая практика - суд стабильно признает нарушение конвенции. Это, в свою очередь, означает, что уголовное дело должно быть пересмотрено - уже с учетом того, что пытки действительно имели место.
"Те показания, которые он дал под пытками, уже будут рассматриваться как недопустимые", – пояснил адвокат.
По его словам, сроки рассмотрения жалоб в ЕСПЧ неопределённые - "может, через год, может, через десять лет".
"В среднем жалобу рассматривают пять лет, но бывают случаи, когда накапливаются жалобы, например, по пыткам, и эту жалобу присоединяют к ним, и рассматривают все вместе через год", – пояснил Шабанов.
Юрист Комитета против пыток Абубакар Янгулбаев считает, что у жалобы на пытки могут быть самые разные перспективы.
"Для позитивного исхода мы подаем жалобы только по тем случаям (пыткам, убийствам), по которым провели собственное общественное расследование - следовательно, доказали, что жалоба обеспечивается нашими стандартами, которые довольно высоки, поэтому перспективы жалоб, которые подаём мы, - высоположительные, о чем говорят цифры", – рассказал юрист "Кавказ.Реалии".
Он привёл статистику, согласно которой 35 жалоб уже выиграно, 38 - коммуницированы (переданы российским властям для дачи объяснений – ред.), около 40 поданы и ждут коммуникации, а отказов - всего около 10.
"То есть всё зависит от отдельного случая, от базы доказательств и от того, как ведётся официальное расследование", – пояснил юрист.
Между тем 1 ноября ЕСПЧ коммуницировал жалобу другого дагестанца, Биярслана Акаева на пытки током в полиции. Как сообщает "Зона права", он был вынужден под пытками дать признательные показания. В сентябре Хасавюртовский районный суд признал его виновным в пособничестве участнику НВФ и незаконном хранении оружия и боеприпасов и приговорил его к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
ЕСПЧ задал правительству следующие вопросы: С учетом травм, зафиксированных у Акаева, подвергался ли он бесчеловечному обращению? Признают ли власти убедительными выводы следствия об отсутствии состава преступления в действиях полицейских? Было ли расследование проведено эффективно?