На послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что в конституцию могут быть внесены изменения, утверждающие приоритет национального законодательства над международным. Что это значит?
Президент Путин предложил закрепить приоритет Конституции РФ над международным правом. "Это означает, что требования международного законодательства и приговоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они ... не противоречат нашей Конституции", – пояснил он.
По его словам, это позволит гарантировать суверенитет страны.
"По факту уже действует правило, что если постановление ЕСПЧ противоречит конституции, Россия не обязана его исполнять, – рассказала 'Кавказ.Реалии' специалист по международному праву Мария Соколкова. – Здесь опаснее другое: теперь любой международный договор и решение любого международного суда можно привязать к идее, что они будут противоречить Конституции РФ. Как бы то ни было, такая модель, что конституция выше международного права действует в некоторых странах".
По мнению юриста правозащитного центра "Мемориал" Татьяны Глушковой, слова президента несут в себе в первую очередь не юридический, а идеологический посыл.
"В переводе на простой язык его можно сформулировать так: 'Мы продолжим не исполнять решения международных судебных органов и обязательства, принятые на себя в связи с подписанием международных договоров. Весьма вероятно, что мы будем делать это ещё более открыто и бесстыдно, чем прежде'. Но подобный сценарий, представляется, и без послания президента очевиден каждому, кто хоть немного следил за социально-политической обстановкой в России в последние годы", – говорит собеседница.
Одно из самых известных дел с Кавказа в ЕСПЧ – дело пострадавших в Беслане. Тогда суд признал их претензии правомочными. Но если компенсация морального вреда потерпевшим была выплачена, то решение суда по другим пунктам – внесение изменений в законодательство и активизация расследования – выполнено не было.
"Есть, конечно, государственные приоритеты. Но есть и Конвенция по правам человека, которую Россию ратифицировала в 1998 году, хотя не по всем статьям. И всё, что касается личных прав человека, в том числе приоритетное право на жизнь, должно соответствовать Конвенции, иначе зачем её ратифицировать? – сказала 'Кавказ.Реалии' сопредседатель комитета 'Матери Беслана' Анета Гадиева. – Если же предложение президента будет принято, то потеряется смысл подписывать все международные хартии, потому что [власти] изначально предполагают, что они будут вторичны по отношению к национальному законодательству".
Адвокат Ваге Нагапетян считает, что пока рано делать выводы.
"В последнее время мы перестали платить взносы в ЕСПЧ, и они лишили нас некоторых привилегий, – говорит юрист. – Сейчас приоритет отдастся внутригосударственному праву, но в какой степени, будет ясно после принятия изменения статьи конституции. Скорее всего, в ближайшее время будет разъяснение Конституционного суда РФ, и тогда уже всё станет понятно".