Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу родственников восьми дагестанцев, похищенных в 2016 году в родной республике, а после объявленных боевиками, убитыми в Чечне. "Кавказ.Реалии" напоминает об этой истории.
В заявлении родственников убитых в Страсбургский суд говорится о нарушении статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрет на пытки) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека. Их интересы в ЕСПЧ будут представлять проект "Правовая инициатива" и правозащитная организация "Агора".
Пока жалоба прошла только первый этап фильтрации — ей присвоили номер досье и зарегистрировали, пояснил адвокат "Правовой инициативы" Рустам Мацев: "Это не значит, что жалоба гарантировано приемлема и обречена на успех. Но по тому, как последнее время работает Суд, я это расцениваю, как хороший знак, жалоба прошла первый этап фильтрации, на котором она не признана явно неприемлемой и есть надежда на скорую коммуникацию".
По его словам, заявление подано от имени 27 заявителей — близких родственников погибших молодых людей. Мацев отметил, что имелась сложность исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, поскольку по факту исчезновения молодых людей было заведено три разных уголовных дела, у каждого из которых были свои сроки и свои процессуальные решения.
"Были определенные сложности в синхронизации, чтобы не упускать сроки обжалования с шестимесячным сроком подачи в ЕСПЧ. По некоторым из этих дел материал давали частично, по некоторым отказывали в полном объеме и адвокаты это все обжаловали", — подчеркнул адвокат.
Похищения в Дагестане
Жители Хасавюрта Ислам Магомедов, Пахрудин Махаев, Гашим Узданов и житель Каспийска Шамиль Джамалутдинов были похищены 28 сентября 2016 года в Махачкале. В тот день молодые люди из Хасавюрта на "Газели", принадлежащей отцу Узданова, поехали в Каспийск к своему знакомому Шамилю Джамалутдинову. Он хотел бесплатно отгрузить Магомедову полторы тонны цемента, чтобы помочь со строительством дома. Последними молодых людей видел работник принадлежащего Джамалутдинову цеха по расфасовке цемента, он помогал молодым людям с погрузкой. После трое хасавюртовцев уехали на "Газели" в сторону Махачкалы, а Джамалутдинов поехал за ними на своем автомобиле "Тойота". Из поездки молодые люди так и не вернулись.
4 октября 2016 года в Хасавюрте пропали еще четверо парней. Троих из них, Госена Госенова, Камиля Джамалутдинова и Клыча Клычева, неизвестные вооруженные люди в масках похитили на глазах у свидетелей: молодые люди находились на станции техобслуживания, где ремонтировали машину Клычева ВАЗ-2114.
Чуть позже в этот же день около своего дома был похищен двоюродный брат Камиля Джамалутдинова — Шамиль Джамалутдинов, с пропавшем ранее жителем Каспийска у него совпадают только имя и фамилия, молодые люди не были родственниками. Родные всех восьмерых мужчин, большинство из которых были хорошо знакомы друг с другом, посчитали, что за их исчезновением стоят силовые структуры.
"Силовики нам говорят что они не знают, где находятся пропавшие наши ребята. Хотя мы провели биллинг и установили, что в ту ночь когда они пропали, телефон Шамиля до четырех часов утра находился по адресу Шамиля 46А , где находится здание Центра по противодействию экстремизму. В правоохранительных органах, нам заявляют что они проверят этот факт, но до сих пор ничего путного от них мы не дождались", — говорила тетя пропавшего жителя Каспийска Гулизар Джамалудинова.
Родственники молодых людей провели несколько митингов в Махачкале, после чего управления СКР по Каспийску и Хасавюрту возбудили уголовные дела по факту похищения дагестанцев.
"После того как сына похитили, ко мне начали ходить участковые. Один из них сказал, что все трое находятся в Махачкале, попросил у меня несколько фотографий Клыча и его документы, мол, с вашим сыном все будет хорошо и его отпустят. Меня, конечно, обманули", – рассказывала мать Клычева — Светлана.
Спецоперация в Чечне
В ночь с 8 по 9 октября 2016 года в Гудермесском районе Чечни прошла спецоперация, в результате которой, по заявлению МВД по республике, были восемь боевиков и ранены четверо сотрудников правоохранительных органов. В ведомстве утверждали, что полицейские попытались остановить для проверки документов два автомобиля, ехавших со стороны Дагестана, но находящиеся внутри люди открыли стрельбу из автомата и были убиты ответным огнем. Машины нападавших сгорели дотла, так что обнаруженные в них восемь трупов невозможно было идентифицировать.
Позже, после проведения генетических экспертиз, стало известно, что в Чечне были убиты пропавшие ранее Джамалутдиновы, Махаев, Госенов, Клычев, Магомедов и Узданов. Однако родные молодых людей отказываются верить в их смерть.
При этом они выступили против прекращения в Чечне дела о покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном обороте оружия, которые были предъявлены убитым посмертно. Родители похищенных молодых людей настаивали, чтобы дело дошло до суда, однако просили, чтобы рассмотрение перенесли из Чечни в Дагестан, не надеясь на правосудие в соседней республике.
Верховный суд России отклонил их ходатайство.