Приговор лидерам ингушского протеста, пожизненный срок для убийцы чеченского полевого командира, компенсации за пытки на Кавказе, нападки из Чечни на режиссера Сокурова и награды для детей Кадырова – об этом в 58-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Приговор по ингушскому делу
Вынесен приговор по "ингушскому делу". Лидеры протеста, выступавшие против соглашения о границе с Чечней, получили от семи с половиной до девяти лет колонии. Это дело правозащитники называют крупнейшим политически мотивированным преследованием в регионах России.
Власти обвинили лидеров протеста в организации насилия против силовиков, создании экстремистского сообщества и руководстве некоммерческой организацией, "побуждающей граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей".
Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев и Муса Мальсагов получили по девять лет. По восемь лет назначили Исмаилу Нальгиеву, Багаудину Хаутиеву и Бараху Чемурзиеву. Зарифу Саутиеву приговорили к 7,5 годам колонии. Такие же сроки ранее запрашивала прокуратура. Как заявляют адвокаты, в материалах дела нет ни одного свидетеля, который прямо показал бы на подсудимых, а о вине семерых "лидеров протеста" на суде не сказали даже признанные потерпевшими росгвардейцы.
Соглашение, с которым лидеры ингушского протеста были не согласны, подписали в 2018 году Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров. Тогда республики обменялись участками, которые власти назвали равнозначными, однако активисты указали, что в действительности Чечне отошел участок в 25 раз больше того, что она отдала Ингушетии.
Это соглашение возмутило ингушское общество. В октябре 2018 года в республике начались массовые протесты – изначально они были согласованы с местными властями, а вопрос законности соглашения даже удалось вынести на рассмотрение Конституционным судом России. В начале декабря 2018 года суд подтвердил легитимность документа, но протесты в Ингушетии не прекратились.
В марте 2019 года общественные организации республики попытались согласовать трехдневную акцию протеста в Магасе. Власти дали разрешение только на восьмичасовой митинг 26 марта.
В акции было заявлено порядка 10 тысяч участников, но в тот день на площади в столице Ингушетии, по разным оценкам, собрались до 30 тысяч человек. Они выступили за отмену соглашения с Чечней и потребовали отставки Юнус-Бека Евкурова. Вечером часть митингующих отказалась уходить домой и потребовала сделать акцию бессрочной. Митинг закончился столкновениями с ОМОНом и Росгвардией.
После силового разгона как минимум 40 жителей Ингушетии были обвинены в насилии против сотрудников правоохранительных органов.
Лидеры ингушского протеста признаны правозащитным центром "Мемориал" (российские власти внесли "Мемориал" в список иностранных агентов. – Прим. ред.) политзаключенными.
Пожизненный срок убийце Хангошвили
В Германии завершился суд по делу об убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Обвиняемого в совершении преступления гражданина России Вадима Соколова, известного также как Вадим Красиков, признали виновным и приговорили к пожизненному сроку.
Гражданин Грузии, этнический чеченец Хангошвили был объявлен Россией в розыск по обвинению в терроризме. Он уехал в Германию после того, как в 2015 году в Грузии на него было совершено очередное покушение.
23 августа 2019 года Хангошвили застрелили в берлинском парке Малый Тиргартен. Предполагаемого убийцу задержали в Берлине в тот же день. Им оказался обладатель российского паспорта на имя Вадима Соколова. По сведениям журналистов-расследователей, "Вадим Соколов" – это на самом деле связанный со структурами ФСБ Вадим Красиков, которого Россия ранее объявляла в розыск через Интерпол.
Разбирательство по делу об убийстве Хангошвили продолжалось в Берлине больше года. Согласно выводам германской прокуратуры, преступление было спланировано и организовано из-за рубежа и является операцией иностранных спецслужб.
На эти выводы остро реагировали в России. Владимир Путин называл Хангошвили "кровавым убийцей" и заявлял о его причастности к организации терактов в московском метро, в которых погибли 98 человек. Убийство Зелимхана Хангошвили он квалифицировал как "криминальную разборку".
Убийство Хангошвили оказалось переломным моментом для бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. В мае 2020 года она заявила, что преступление подрывает доверительное сотрудничество между Берлином и Москвой.
Компенсации родным убитых силовиками на Кавказе
Европейский суд по правам человека обязал российские власти выплатить 887 тысяч евро компенсации по делам о пытках в Москве и республиках Северного Кавказа, а также по делам о внесудебных казнях в Чечне.
В первом случае ЕСПЧ рассмотрел заявления 11 россиян, которых с 2009 по 2017 год задерживали в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Москве. В решении суда указывается, что они под пытками оговорили себя и были осуждены по статьям о причастности к незаконным вооруженным формированиям. Суд постановил, что в этом деле власти России нарушили ряд статей Конвенции о защите прав человека.
Другое вынесенное ЕСПЧ решение касается жалобы родных жителей Чечни, которые были убиты в конце 2016-го и начале 2017 года. Задержания начались после того, как ночью 17 декабря 2016 года группа боевиков напала в Грозном на силовиков.
Власти Чечни заявили, что нападавших было шестеро: четверо из них были убиты при попытке задержания, еще двое, в том числе одна девушка, госпитализированы. На следующий день глава республики Рамзан Кадыров сообщил об убийстве пятерых подозреваемых, а вечером того же дня отчитался, что в результате спецоперации были убиты семеро предполагаемых боевиков, а четверо – задержаны.
Летом 2017 года "Новая газета" опубликовала расследование журналистки Елены Милашиной, в котором рассказала, что как минимум 27 задержанных после декабрьского нападения на полицейских были казнены на территории полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова. Издание отмечало, что общее число убитых может достигать 56 человек, а всего было задержано около двухсот местных жителей. Уголовное дело по факту убийств так и не было возбуждено.
ЕСПЧ рассмотрел 15 заявлений родственников убитых и постановил, что власти России нарушили статьи Конвенции о праве на жизнь, свободу и эффективные средства правовой защиты, а также о запрете пыток.
Нобелевская речь Муратова
О пытках в своей нобелевской речи говорил главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.
Он выступил с инициативой создать Международный трибунал против пыток, задача которого – собирать данные о применении пыток в разных частях света и государствах.
В своей речи Муратов говорил в том числе о работе "Новой газеты" на Северном Кавказе и расследовании убийства Анны Политковской.
На этой неделе "Новая газета" опубликовала открытое обращение Дмитрия Муратова к главе Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. В нем Муратов просит Шохина на предстоящей встрече с Путиным поднять вопрос о статье Уголовного кодекса об организации преступного сообщества или участии в нем. По словам Муратова, эта статья используется для криминализации нормальной предпринимательской деятельности.
Муратов пишет: "Достаточно просто сказать: "создали преступное сообщество" и подвести под организацию преступного сообщества весь бизнес, всех сотрудников предприятия, фирмы, холдинга".
В этом обращении Муратов приводит в пример дела руководителей группы "Сумма", выходцев из Дагестана братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Зиявудин Магомедов, состоявший в Российском союзе промышленников и предпринимателей, его брат, экс-сенатор Магомед Магомедов, и их коллеги уже более трех лет находятся в СИЗО.
Нападки на Сокурова из Чечни
Председатель парламента Чечни Магомед Даудов обвинил режиссера Александра Сокурова в посягательстве на территориальную целостность России и возбуждении ненависти и вражды между народами страны. Чеченский чиновник опубликовал письмо, в котором попросил председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина проверить высказывания Сокурова.
Речь идет о выступлении российского кинематографиста во время онлайн-встречи Совета по правам человека с президентом Владимиром Путиным. Тогда Сокуров назвал ситуацию на Северном Кавказе самой большой проблемой России, напомнив, в частности, о протестах в Ингушетии из-за передачи Чечне части территории республики.
Режиссер предположил, что в федерации "русских многие начинают не любить". По мнению Сокурова, республики в составе России носят "национальный характер", у них есть свои "армии" и даже "появился падишах".
На это высказывание резко отреагировали в Чечне. Вечером следующего дня Рамзан Кадыров опубликовал пост, в котором назвал Сокурова "нигилистом" и "продажной мордой". Глава Чечни также призвал проверить слова режиссера на экстремизм.
В "Совете тейпов Ингушетии" Сокурова поблагодарили за выступление и упоминание заключенных лидеров ингушского протеста. В обращении подчеркивается, что "Совет тейпов" направлял членам Совета по правам человека письма с просьбой рассказать президенту о политических репрессиях в республике. На этот призыв откликнулся только Сокуров.
Медаль для дочери Кадырова
Дочь Рамзана Кадырова Хадижат награждена медалью "За заслуги перед Чеченской республикой". Такой указ подписал ее отец, глава Чечни.
Хадижат Кадыровой 21 год, она работает начальником департамента дошкольного образования в Грозном. Награждали ее с формулировкой "за вклад в развитие системы дошкольного образования, а также безупречную добросовестную работу". Пост в городской администрации Хадижат заняла в 2020 году, ей было 20 лет. До этого дочь Кадырова работала заведующей детским садом в Грозном.
На этой неделе в новости попали и младшие дети Кадырова. Высшие должностные лица Чечни отметили флешмобом в инстаграме десятилетие дочери Кадырова Ашуры и пятнадцатый день рождения его сына Эли. Их поздравляли чеченские чиновники, министры и бюджетные организации.
Против самого Кадырова Государственный департамент США ввел санкции за пытки, внесудебные казни и другие нарушения прав человека. Санкции затронули жену главы Чечни Медни Кадырову, его дочерей Айшат и Хадижат. США призвали другие государства принять аналогичные меры.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: