В Ставропольском краевом суде продолжается рассмотрение апелляции на приговор по "ингушскому делу", согласно которому семерых так называемых лидеров протеста против соглашения о границе между Чечней и Ингушетией приговорили к длительным срокам. Защита трижды заявляла отвод судье Александру Духину из-за многочисленных нарушений в процессе, на днях адвокаты пожаловались на него в Верховный суд. Редакция Кавказ.Реалии выяснила, на какие действия судьи жаловались защитники в прошлых его делах и почему, по мнению юристов, маловероятно, что на нарушения в апелляции кто-то обратит внимание.
По мнению подписавших жалобу адвокатов и правозащитников, судья Ставропольского краевого суда Александр Духин злоупотребляет полномочиями и лишает подсудимых полноценной защиты. Поводом для жалобы стал отказ Духина в предоставлении материалов дела с протоколами заседаний в первой инстанции, о чем просил адвокат Магомед Беков. Защита подозревает, что протоколы заседаний в деле отличаются от тех, что им присылали на почту.
Кроме того, в документе сказано, что судья отклоняет незамедлительно заявленные защитой ходатайства.
"Апелляционное разбирательство будет завершено в ближайшие дни, а важнейшие материалы дела по-прежнему скрываются от защиты. Это грубое попрание права лишает возможности осуществлять полноценную квалифицированную защиту и не может иметь никаких оправданий", – цитирует издание "Фортанга" текст документа, подписанный 18 адвокатами по делу и правозащитниками.
Добиться исключения судьи или всего состава суда защитники по "ингушскому делу" пытались трижды.
Поводом в первый раз стал отказ Духина убрать из процесса государственных адвокатов – формально судья назначил их для того, чтобы не прерывать процесс, если кто-то из нанятых адвокатов не сможет приехать в день заседания. При этом осужденные запретили адвокатам по назначению защищать их или "имитировать защиту" – по их мнению, эти юристы могут лишь навредить процессу. Несмотря на то что ходатайство об их удалении из дела поддержали сами назначенные адвокаты, судья Духин в требованиях отказал.
После этого все защитники и двое осужденных заявили отвод судье из-за его необъективности и некомпетентности. Ходатайство об отводе рассматривает сам судья, которого хотят исключить из процесса, – Духин и в этом требовании отказал.
Спустя месяц сторона защиты вновь потребовала передать "ингушское дело" другому судье. Тогда адвокат Башир Точиев заявил, что видел, как прокуроры спускались со второго этажа здания суда, где располагаются кабинеты судей. По его мнению, это свидетельствует о том, что они общались вне заседания. Адвокат ходатайствовал о предоставлении записей с видеокамер в здании, однако ответа он не получил.
В связи с этим Точиев заявил отвод суду в полном составе, это заявление поддержали все адвокаты. После короткого совещания судья в отводе отказал.
В последний раз исключить весь состав суда из дела потребовал адвокат Магомед Беков – 25 мая он снова напомнил об отказе предоставить ему материалы для сравнения протоколов. Суд в этом ходатайстве снова отказал.
Череда жалоб
Адвокаты и подсудимые уже не раз высказывались и о других нарушениях во время апелляции на приговор. К примеру, юристы заявили, что так и не получили возражения прокуратуры на их апелляционную жалобу, но в деле указано обратное. По мнению адвокатов, материалы были сфальсифицированы – несмотря на это, Александр Духин отказался вернуть дело в первую инстанцию для устранения нарушений и начала проверки.
Тогда из зала удалили осужденного Ахмеда Барахоева, который сказал: "Вы позор России, закутались в мантию и нарушаете закон. Это не суд". Судья посчитал это за оскорбление и удалил осужденного до конца прений.
Наши апелляционные инстанции похожи просто на отписку – ты ставишь галочку и идешь дальше
Защитники осужденных по "ингушскому делу" требуют отменить приговор и оправдать всех фигурантов. Они, как и сами осужденные, говорят о том, что из дела, рассмотренного в первой инстанции, пропали доводы и свидетельства, которые говорят о невиновности осужденных. В основу приговора положено обвинительное заключение, а никаких доказательств прокуратура так и не предоставила.
Редакция Кавказ.Реалии изучила около 20 апелляционных жалоб по уголовным делам, которые вел судья Ставропольского краевого суда Александр Духин за последние три года. Из определений стало известно, что адвокаты по этим делам жаловались на аналогичные действия судьи, что и защитники по "ингушскому делу".
Обжалованные приговоры касались дел по особо тяжким статьям: убийство нескольких человек, терроризм, разбой – некоторые из них были рассмотрены с участием присяжных. Так, в деле Сергея Талаверы, которого Духин приговорил к 24 годам лишения свободы за убийство нескольких человек и разбой, судья не удалил присяжного, который спал в ходе нескольких заседаний, о чем заявил адвокат в апелляции. Кроме того, защитник указал, что Духин в своем напутственном слове к присяжным перед их совещанием огласил позицию обвинения, а не факты, которые установили в ходе расследования. В вопросный лист для присяжных не включили вопросы защиты.
Так же, как адвокат Башир Точиев, защитники осужденного на 10 лет за пособничество в убийстве Алексея Олейникова пожаловались на то, что судья Духин допускал внепроцессуальное общение – на этот раз с присяжными. Как следует из апелляции, адвокат заявил, что после того, как коллегия вернулась с обсуждения приговора, судья без обсуждений объявил перерыв, забрал вопросный лист и общался со старшиной присяжных. О чем – никому не известно.
Кроме того, неоднократно в апелляции рассматривали вопросы о том, что Александр Духин занимает обвинительную позицию, влияет на присяжных, подсказывает свидетелям, как себя вести, – в одном из заседаний он, по словам адвокатов, отпустил одного из потерпевших с допроса из-за состояния его здоровья и не дал защитникам задать ему вопросы. По крайней мере в четырех делах защитники заявили о фальсификации или несоответствии протокола судебного заседания тому, что происходило в реальности.
Кроме того, на Александра Духина жаловались из-за ограничений прав защитников, игнорирования показаний свидетелей, которые выступали в пользу подсудимых, а также отсутствия реакции в том случае, если подсудимый заявлял о пытках.
Приговоры по всем этим делам оставили в силе – апелляционная инстанция подтвердила, что действия судьи Дугина были законными.
Можно сделать вывод, что судье дана отмашка поступать так, как ему заблагорассудится
Как рассказал на условиях анонимности один из адвокатов Ростовской области, работающий по уголовным делам на юге и Кавказе, такие жалобы на действия судьи достаточно распространены.
"Сложно говорить о реальности обстоятельств, на которые жаловались защитники, – в беспристрастном суде это, конечно должно досконально проверяться. Но наши апелляционные инстанции похожи просто на отписку – ты ставишь галочку и идешь дальше. Однако нужно признать, что те нарушения, что вы перечислили, – очень распространены во всех российских судах", – сказал он.
Политическая ангажированность
Адвокат Магомед Беков рассказал сайту Кавказ.Реалии, что помимо жалобы в Верховный суд он также подал жалобу на действия судьи Духина в квалификационную коллегию судей Ставропольского края из-за назначения адвокатов-дублеров и допущенных в процессе ошибок.
"Учитывая, как председательствующий ведет процесс, можно сделать вывод, что ему дана отмашка поступать так, как ему заблагорассудится, а не как того требует закон. Действия председательствующего в процессе дают основания защите полагать о его некомпетентности. От жалобы на имя председателя Верховного суда РФ, ожидаю адекватной реакции, хотя в такую реакцию верится с трудом", – сказал Беков.
Это послание всему Кавказу: "Не рыпайтесь, есть черта, которую вам нельзя переходить"
Председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра Валерий Хатажуков – один из тех, кто подписал жалобу на судью Духина. Он сделал это потому, что считает дело сфальсифицированным по политическим мотивам.
"Это послание всему Кавказу: "Не рыпайтесь, есть черта, которую вам нельзя переходить". Забавно, но суд, в котором сейчас рассматривается апелляция по "ингушскому делу", проходит на улице, где стоит памятник генералу Ермолову, который завоевывал Кавказ. Он вбивал клин между народами, чтобы их легче было подчинить – сейчас власти делают то же самое", – считает правозащитник.
По его мнению, если бы жителям Чечни и Ингушетии предоставили возможность использовать все институты – узаконенные и традиционные, то две республики нашли бы способы договориться. По всей видимости, федеральные власти забеспокоились от высокого уровня организованности гражданского общества во время протестов, а также возможного проявления самостоятельности во время решения спора, поэтому и появилось "ингушское дело".
"Этот процесс – часть ликвидации возможности самоопределения [республик], возрождение имперского управления в России", – говорит Хатажуков.
Магомед Беков признал, что из-за политической ангажированности сложно надеяться на то, что Ставропольский краевой суд проявит самостоятельность. Когда закончится этот процесс и будет вынесено решение, он также сказать затрудняется. Если суд удовлетворит ходатайство защиты об исследовании 500 Гб видеоматериалов уголовного дела, которые подтверждали невиновность подсудимых, но не были отражены в приговоре, то процесс может продлиться как минимум месяц.
"Мы настроены на отмену приговора и оправдание наших подзащитных, но понимаем, что суд апелляционной инстанции не проявит самостоятельность, так как дело политически ангажировано. Скажу одно, если суд проявит самостоятельность, уверен приговор будет отменен или изменен в сторону смягчения, если нет, то приговор будет засилен", – сказал Беков.
***
Обвиняемые по "ингушскому делу" протестовали против земельного соглашения с Чечней. Митинг 27 марта 2019 года в Магасе закончился столкновениями с ОМОНом и Росгвардией. Лидерам протеста вменяли организацию и управление насилием в отношении представителей власти. Всего по "ингушскому делу" к уголовной ответственности привлечены 49 человек.
Форум