Шейх Мансур, или Ушурма (1760 г. - 13 апреля 1794 г.) - руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785—1791 годов. Уроженцу чеченского села Алды из тейпа Элистанжи во второй половине XVIII было суждено метеором взлететь в историю Чечни и Северного Кавказа, чтобы навсегда остаться примером для подражания горцев.
Имам Шамиль на вопрос, кого он считает примером для подражания, называл имя шейха Мансура. Академик М. Покровский в 1923 году называл его первым революционером Кавказа. Десять лет активной борьбы против продвижения на юг российской армии сделали его героем романов, диссертаций, научных статей, песен и стихов.
С приходом к власти нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова началась эпоха забвения шейха Мансура.
После захвата крепости Анапа в 1791 году захваченный в плен раненый шейх был переведен в Петербург для представления российской императрице Екатерине II. К 5 октября 1791 года, он уже был переведен в Шлиссельбургскую крепость, которая к тому времени имела славу самой ужасной тюрьмы Российской империи для высокопоставленных особ. По приказу Тайной канцелярии был установлен "безвыходной" режим, то есть шейху нельзя было покидать камеру в нижней части крепости, куда никогда не проникал дневной свет.
24 февраля 1794 году в переписке коменданта крепости отмечается, что Мансур заболел, и полтора месяца спустя жизнь его завершилась в казематах крепости.
В скупых документах, сохранившихся в российском архиве древних актов, отмечалось, что шейх заболел в феврале 1794 года и уже "13 апреля пополудни в два часа" дня скончался от туберкулеза. Из Петербурга поступило распоряжение захоронить шейха тайно на кладбище острова без указания имени и места погребения.
О том, что шейх Мансур скончался, на родине в Чечне могли только догадываться, но когда и как это произошло, они не знали. Потомкам до сих пор неизвестно, где могила шейха.
Нынешняя чеченская власть боится его имени, его популярности.
Тем не менее, в Чечне его помнили во все времена. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР одним из своих последних актов перед развалом республики в 1990 году принял решение назвать аэропорт Грозный именем шейха Мансура. Позднее власти Ичкерии в честь него назвали главную площадь Грозного, улицы, скверы в разных частях республики.
Только вот с приходом к власти нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова началась эпоха забвения шейха Мансура. Первым делом изменили название аэропорта в 2000 году, вернув ему непонятное имя "Северный", хотя в Чечне не было аэропорта "Южный". В 2007 году аэропорт вновь изменили, и дали имя "Грозный". С улиц Грозного исчезли улицы и скверы в честь Мансура. Улицы и мемориальная доска в его честь остались в Хасавюрте (республика Дагестан).
Его имя фальшиво умалчивается, хотя в самом обществе никаких изменений не наблюдается в отношении этой исторической личности. Имя "Мансур" остается востребованным среди молодых родителей, книги или статьи о нем нарасхват у населения, о нем слагают песни и пишут стихи, его выдуманный портрет, написанный в 90-х годах ХХ века, можно увидеть во многих домах, на машинах и т.д.
Вот только нынешняя чеченская власть боится его имени, его популярности. Боится, что его авторитет все еще способен затмить тех, кого нынешняя власть возвела в ранг новых героев Чечни.
Шейха Мансура не надо стыдиться властям в Грозном, им следовало бы им гордиться так же, как это делает весь чеченский народ и другие народы Северного Кавказа.