Не секрет, что в сирийском конфликте участвуют граждане иностранных государств. Значительный процент иностранцев приходится на страны бывшего Советского Союза, в частности, на Россию.
В отношении тех, кто пытался выехать для участия в войне на Ближнем Востоке, возбуждают уголовные дела.
Тех, кто выехал за рубеж и вступил там в НВФ, выявляют при мониторинге интернета.
10 апреля 2017 года житель Грозного Ахмед Эльсанукаев был приговорен к трем годам лишения свободы за приготовление к преступлению ("создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам") и участие в НВФ на территории иностранного государства "в целях, противоречащих интересам Российской Федерации".
По версии следствия, Эльсанукаев выехал в Турцию, чтобы вступить в одну из запрещенных в России террористических организаций, действующих на территории Сирии. Однако при попытке пересечь турецко-сирийскую границу был задержан и доставлен в Россию. Таким образом, он сел не за уже совершенное действие, а за намерение примкнуть к вооруженной сирийской оппозиции.
11 апреля суд Октябрьского района Грозного приговорил к трем годам колонии местную жительницу Хеди Чатаеву, которая якобы подделала документы, чтобы выехать в Сирию и вступить в одно из НВФ. Девушка была задержана в октябре 2016-го в Нальчике.
Ей вменили, соответственно, сразу две статьи – подделка официальных документов (327 УК РФ) и приготовление к участию в незаконном вооруженном формировании на территории иностранного государства (208 УК РФ).
Отметим, что статья 208 УК РФ применена к действию, которого не было по факту (женщина даже не доехала до Сирии). В таком случае силовикам следовало говорить о 208-й в связке с ч. 1 ст. 30 УК РФ (приготовление к преступлению), однако этого не произошло.
Можно констатировать, что власти отказываются от профилактики, предпочитая отвадить кого бы то ни было от Сирии реальными сроками.
В любом случае можно констатировать, что власти отказываются от профилактики, предпочитая отвадить кого бы то ни было от Сирии реальными сроками, которые, в соответствии с законом, могут варьироваться от 3 лет до 6 лет (за намерение). Этими относительно небольшими сроками не отделаться, если властям удастся доказать, что обвиняемый все же посещал Сирию.
По данным прокуратуры, тех, кто выехал за рубеж и вступил там в НВФ, выявляют при мониторинге интернета.