В Чечне появляются видео с жалобами "добровольцев": четверо наемников, отправленных из республики на войну против Украины, записали ролик, в котором заявили, что после возвращения их не лечат. Они обратились к главе Чечни Рамзану Кадырову – спустя несколько дней участники съемок извинялись в сюжете на государственном телевидении.
"18 марта мы поехали в Украину, а 28 апреля вернулись. Мы были в Мариуполе, брали завод "Азовсталь". С тех пор как мы вернулись домой, те, кто нуждается в лечении, остаются без внимания, нас никто не принимает. Если бы нас собрали где-нибудь и дали высказаться, мы бы рассказали обо всем, кто и как нам отказывал, как нас пинают во всех инстанциях", – утверждают авторы ролика.
Один из героев видео сообщает, что после отправки в Украину ему прекратили платить пенсию по инвалидности, хотя в военкомате обещали, что этого не случится. При этом он не объясняет, как человека с инвалидностью отправили воевать, и добавляет, что после ранения им не выдали никаких справок.
Второй герой ролика, его представляют как Бадруди, получил ранение в плечо. Он тоже обращается к Кадырову и говорит, что "готов вернуться – надо только немного подлечиться".
Сайфуллах, третий наемник, также заявляет, что был ранен. Он обращался в медицинские учреждения, но не получил помощи. Четвертым на видео стал некий Коля из Москвы. Он не смог получить обещанные сто тысяч рублей и не знает, куда обратиться, потому что "очень стеснительный".
Спустя два дня после публикации видео его герои появились в эфире ЧГТРК "Грозный". С ними встретился председатель парламента Чечни Магомед Даудов. В 25-минутном сюжете утверждается, что бойцам еще перед командировкой "заплатили больше, чем обещано", а претензии они высказали "в силу своей неосведомленности". В итоге "добровольцы" извинились и на камеру отказались от претензий.
"Руки-ноги есть? Вот и будь счастлив"
Отправка "добровольцев" для участия в войне против Украины стала важной частью медиастратегии Кадырова – в его соцсетях регулярно появляются видео с очередными группами наемников, которые собираются в республике. Однако некоторые отправленные из Чечни "добровольцы" впоследствии не получают того, что им обещали власти, говорят местные жители.
Мадина из Чечни (имя изменено. – Прим. ред.) помогала раненому в Украине брату искать помощь. Она пришла к выводу, что через законные механизмы в республике это сделать невозможно. Жаловаться на чиновников вслух, по ее словам, бессмысленно:
"У людей очень много страха. Вместо помощи боятся огрести проблем. В Чечне люди привыкли своими методами решать вопросы: через знакомых, дать кому-то взятку, подделать справку. Власть агрессивно навязывает нам свою линию поведения, показывает, что где они – там правда и деньги. Простые люди стараются как можно меньше привлекать к себе внимания".
У ее брата, уехавшего в марте вместе с другими наемниками в Украину, было заболевание почек и травма ноги.
Простые люди стараются как можно меньше привлекать к себе внимания
"С ногой до сих пор проблемы. В госпитале, где он лежал в Ставропольском крае, не вылечили и даже толком не обезболивали, – вспоминает собеседница. – Он мучился, пока ему не намекнули, что надо "подмазать". После этого стали делать обезболивающие уколы, но какого-то плана лечения не было. Он просто лежал. Когда спрашивал, что делать, ему отвечали, мол, у тебя руки-ноги есть, вот и будь счастлив. У некоторых там ног или рук не было".
В больнице им сказали, что нужного оборудования для операции на месте нет, есть лишь в Москве, но туда не направляют. В итоге, по словам собеседницы, ее брата забрали домой – он продолжает передвигаться на костылях и "существует на уколах обезболивающего".
"Его нет среди живых и мертвых"
Луиза живет в пригороде Грозного. Один из ее трех сыновей "по настоятельной просьбе бывшего командира" поехал воевать в Украину. Мать точно не знает, его заставили или просто уговорил давний друг. Двух других сыновей она вывезла из Чечни, чтобы не отправлять на войну. В мае Луиза получила сообщение от сослуживцев сына – выяснилось, что он пропал без вести в ходе боев на востоке Украины, потом пришло и письмо из военкомата. Она продолжила поиски и через какое-то время получила тело сына. Луиза написала об этом в инстаграме – в тот же день у нее начались проблемы.
"Мне позвонили из администрации и сказали убрать пост, угрожали, что будет хуже, – говорит она. – Похоронить пришлось без шума. Свидетельства о смерти на руки не выдали, потому что сын официально числится пропавшим без вести. Мы в семье знаем, что он убит и похоронен, а для общества его нигде нет: ни среди живых, ни среди мертвых. Я жду, что вернутся его товарищи оттуда, хочу подробнее узнать, где он погиб и как".
Мы в семье знаем, что он убит и похоронен, а для общества его нигде нет: ни среди живых, ни среди мертвых
Отсутствие документов о гибели сына во время "спецоперации" означает, что семья не получит ни положенной страховки, ни президентских выплат.
Житель граничащего со Ставропольским краем чеченского села сообщил, что недавно встретил друга, которого ненадолго отпустили с линии фронта. Тот рассказал, что часть раненых с Кавказа вообще не может вернуться домой: "Их штопают и отправляют обратно в Украину" – так описывает ситуацию чеченец.
"Было очевидно, что нацменьшинства погонят первыми и платить будут меньше, – делится впечатлениями родственница еще одного раненого из Чечни. – У родственника брат лежит раненый. Они его в Белгород увезли. Слава богу, у него контракт закончился, иначе бы после лечения его отправили назад. Он не знал, что едет на войну, даже сейчас военным продолжают говорить про учения, чтобы не отказывались. Уже на территории Украины они понимают что к чему. Сначала он был в плену, обмен не состоялся. Потом он как-то выбрался, как именно – не рассказывает".
"Добиваться письменного отказа"
Справки о ранениях военнослужащим выдают, если их увечье входит в специальный перечень из постановления правительства, говорит военный адвокат Максим Гребенюк. Этот документ также доказывает, что наступил страховой случай, и является основанием для выплат.
Юрист поясняет, что в случае, если военному такую справку не дали, но медицинские документы у него есть, необходимо подать рапорт в госпиталь. Желательно направлять его заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Гребенюк уточняет, что такой же порядок предоставления помощи распространяется и на "добровольцев". "Они военные, только по краткосрочному контракту", – говорит юрист.
Адвокат из Ставрополя Оксана Садчикова рекомендует в случае невыплаты компенсации за ранение или невыдачи документов, ее обосновывающих, добиться письменного отказа.
"Если в течение тридцати дней документы об отказе не предоставлены, это уже считается отказом, бездействием государственных структур. Его можно обжаловать в суде. Конечно, каждую ситуацию надо анализировать отдельно. Я занималась выплатами боевых. Там было все достаточно просто – достаточно было решения районного суда о взыскании суммы на основании расчета по постановлению правительства", – говорит Садчикова.
***
17 июня – 114-й день войны в Украине. Европейские лидеры, посетившие Киев, поддержали идею немедленного предоставления Украине статуса кандидата в члены ЕС. Северодонецк атакуют с разных сторон, в Лисичанске под обстрелом погибли мирные жители. Великобритания внесла в санкционный список предстоятеля Русской православной церкви – патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев высказался за дипломатическое решение российско-украинского конфликта, но снова обвинил во всем Украину и Запад.