После проведения внеплановой проверки владикавказского полигона твердых бытовых отходов Роспотребнадзор вновь подал документы в суд с требованием его закрыть. "Вновь" - потому что в сентябре Роспотребнадзор выявил девять нарушений в его деятельности, и тогда районный суд вынес решение о приостановлении работы площадки. Однако буквально на следующий же день Верховный суд отменил это решение в связи с тем, что де-факто другого выхода у Владикавказа нет. Этот полигон – единственный вплоть до Моздока.
В Роспотребнадзоре считают, что полигон в его нынешнем состоянии создает угрозу для жизни и здоровья населения Северной Осетии.
"Несоответствие полигона санитарным нормам может способствовать распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, - считает ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по РСО-A Фантина Канукова. - В республике очень многие страдают аллергией, бронхолегочными заболеваниями. A в летний период нарушения могут становиться причиной инфекций".
Главная проблема полигона – образовавшееся под склонами гниющего мусора болото. Именно оно становится причиной запаха, на который жалуются жители северо-западной части Владикавказа.
У Альбины Хохоевой не квартира, a мечта. Окна выходят в сторону гор, и в ясную походу видны все вершины вплоть до Казбека. Но любоваться красотой она может только сквозь стекла.
"Вонь стоит такая, что невозможно открыть окна, - рассказывает женщина. - Сейчас, зимой почти ничего не чувствуется, но летом, особенно по вечерам – это страшно".
Идея строительства нового полигона существует только на словах.
В последние месяцы болото обледенело и неприятного запаха нет даже на самом полигоне. Как объясняет директор специализированной экологической службы Рустам Козырев, в ведении которой находится полигон, болото из так называемого фильтрата образовалось летом, после того, как прошли проливные дожди.
"Как только фильтрат растает, я надеюсь, мы начнем его вывозить, - говорит Козырев.- АМС обещало нам помочь с транспортом, a Росприроднадзор должен определить места, в которые мы сможем его сливать. Я уверен, что полностью избавиться от фильтрата мы сможем где-то за месяц".
Часть требований Роспотребнадзора удалось удовлетворить. Ведомство требовало проведения постоянных медицинских осмотров сотрудников полигона, a также уплотнения захоронения отходов грунтом. Все это удалось сделать без дополнительных денежных вливаний извне за счет средств, самостоятельно заработанных предприятием.
История с полигоном будет длиться еще очень долго.
A вот установить локальные очистные сооружения для очистки поверхностных грунтовых вод специализированной экологической службе уже не под силу. Учреждение много раз обращалось с просьбами в администрацию города и правительство республики, однако денег на их удовлетворение пока не находится. Неизвестна даже точная сумма, требующаяся для решения проблемы. Заранее можно сказать только, что она исчисляется миллиардами рублей. Таких денег в бюджете маленькой республики нет. Одна надежда на федеральный центр.
"Мы сейчас очередной раз подготовили письмо на имя главы республики, - рассказывает Козырев. – Объяснили ситуацию, что привести полигон в порядок Роспотребнадзор требует до мая. Потом будет снова проверка и, судя по всему, снова суд".
Кажется, что у проблемы действительно нет решения, потому что ситуация начинает повторяться по замкнутому кругу.
"Мы сделали все, что только могли сделать: закрыли полигон, добившись судебного решения, - говорит Канукова. – Не наша вина в том, что оно было отменено. Более того, мы прекрасно понимаем проблемы, с которыми сталкивается руководство полигона. Чтобы выполнить наши требования, нужны осуществить огромные финансовые затраты. Поэтому история с полигоном будет длиться еще очень долго".
Глава республики Вячеслав Битаров уже озвучивал идею, что полигон нужно переносить в другое место: Владикавказ слишком быстро расширяется, с каждым годом приближаясь к полигону. Однако просто так горы мусора оставлять нельзя. Для этого надо законсервировать свалку: полностью засыпать ее грунтом и засадить деревьями, чтобы их корневая система не позволяла грунту осыпаться. Поэтому пока что идея строительства нового полигона существует только на словах.
При этом ситуация с полигоном во Владикавказе далеко не самая худшая на Северном Кавказе. Пару лет назад комиссия, проверявшая подобные объекты, внесла его во Всероссийский реестр полигонов ТБО, что означает, что это – свалка не стихийная, a осуществляемая по всем стандартам. В других же регионах Северного Кавказа большинство полигонов в реестр не входит: в Дагестане, КБР и КЧР санкционировано только по одному полигону, a в Чечне и Ингушетии полигонов, соответствующих требованиям или, другими словами, легальных – нет и вовсе.