Прометеизм – политическое движение, существовавшее в 1920–30-х годах. Автором его концепции считается польский государственный деятель Юзеф Пилсудский. Цель проекта состояла в ослаблении Российской империи и позднее СССР через поддержку национального сопротивления внутри государства. Прометеевское движение, историю его создания и влияние сегодня обсуждают автор и ведущий подкаста "Хроника Кавказа" Майрбек Вачагаев и доктор истории из Польши Павел Либера.
– Начнем сначала, что такое прометеевское движение?
– Это движение отдельных народов (в разное время 10–15 народов), которые были в составе Российской империи и хотели получить независимость. Это были народы Польши, Украины, Кавказа и другие. Многие из них пришли к мысли, что вести борьбу против Российской империи в одиночку невозможно, и они решили работать в этом направлении вместе. Эту идею в 20-х годах ХХ века активно поддержали польские власти. Основой стала совместная работа народов Восточной и Центральной Европы.
Еще задолго до этого, в начале XIX века, польские эмигранты, которые жили в Париже, вместе с князем Адамом Чарторыйским поддерживали связи с другими народами указанных регионов. Следующий этап – конец XIX века, когда известный политический и военный деятель Юзеф Пилсудский стал одним из основателей Польской социалистической партии. В ее программе говорилось о необходимости обрести независимость в сотрудничестве с другими народами.
Одна из идей прометеизма была представлена в Первой думе Российской империи. Это сделал так называемый "Союз федералистов-автономистов" – парламентская фракция, куда входили представители разных национальностей, в том числе и украинцы. Председателем был польский юрист Александр Ледницкий, а его самым близким другом и соратником был украинец Илья Шраг.
Следующая попытка работать совместно произошла в 1920 году, когда в Польше создали "Ассоциацию молодых народов". Она просуществовала недолго – год или полтора. Но главным моментом в истории движения были 1925–26 годы. Тогда польские политики, в том числе Тадеуш Голувко, известный социалист и сотрудник аппарата в период правления Юзефа Пилсудского, проводил имел много встреч с кавказцами и украинцами, находящимися в эмиграции. Эти встречи проходили в основе в Париже и Стамбуле. Именно тогда было решено оформить в прометеевское движение.
С приходом Пилсудского к власти в мае 1926 года польская власть стала активно поддерживать это движение, и оно работало в различных направлениях. Одним из главных пунктов было сотрудничество на международном уровне, для чего был организован франкоязычный журнал "Прометей", который издавался в Париже до середины 1940 года, то есть вплоть до завоевания Франции Германией.
В политическом отношении главным считалось построить наиболее широкие союзы различных представителей народов, которые бы вместе работали над целями по обретению независимости от советской России. В Прометеевском движении сотрудничали народы Северного Кавказа, грузины, азербайджанцы, украинцы, крымские татары и татары Поволжья, казачьи движения, туркестанцы, башкиры и карелы.
Стоит выделить еще немаловажную часть работы движения – это решение молодежных вопросов. В этом направлении движение пыталось подготовить ассоциации, в том числе и союзы молодых кавказцев, которые жили в Польше, для чего выделялись им стипендии. Ежегодно стипендию от польских властей получали 20–30 человек. Был и свой журнал на польском языке – "Молодой Прометей", но, к сожалению, получилось издать только два номера.
Еще одна часть работы прометеевского движения проходила по военной линии. Фундаментом на этом направлении стал тот факт, что в 1922 году в польскую армию на контрактной основе были приняты отставные военные с Кавказа. Прежде всего это были грузины, которых в межвоенный период было до 120 человек. Были и с Северного Кавказа около 10–15 человек. Среди них самые известные – ингуш Созерко Мальсагов и аварец Багаудин Хуршилов. В польской армии служили и азербайджанцы, но речь от сила шла о нескольких десятках человек. В 1928 году было принято еще 50 офицеров из украинской армии. Затем была попытка принять дополнительно несколько дагестанцев, но этот вопрос решить не удалось.
С военной работой была связана и деятельность по линии разведки. Каждая из представленных народностей в прометеевском движении имела свою разведку в районах происхождения. Но самое близкое сотрудничество было между польской и украинской разведками.
– Какие архивы есть по прометеевскому движению?
– Я бы обозначил два типа документов. Первый – это архивы разных личностей, которые были связаны с прометеевским движением. Например, известны архивы Гайдара Баммата или грузинских и азербайджанских деятелей.
В Польше такого рода архивов много не сохранилось, поскольку, когда в 1939 году советские войска напали на страну, многие деятели прометеизма эмигрировали, часть их документов пропала, другая часть была уничтожена. Есть еще организационные архивы, например, документы грузинского МИДа межвоенного периода. Там будет много документов по прометеевскому движению.
Некоторые документы были возвращены в Польшу из СССР только в 1949 году. Но мы до сих пор не знаем, какую часть вернули, а что оставили в Москве. Но там будет не очень много документов по прометеевскому движению – это несколько папок, несколько дел.
Большинство документов разбросаны по другим папкам, чьи названия не всегда показывают связь с прометеизмом. Это с вязано с тем, что когда Польша заключила договор о ненападении с Советским Союзом в середине 1932 года, работа "Прометея" была законспирирована. Им занимался специальный отдел в Генеральном штабе Польши. Эти документы сохранились в Варшаве и в Москве.
В общей сложности это около 1900 дел. Из них 700–800 относятся непосредственно к истории прометеевского движения. Здесь мы можем найти очень важные документы, так как после каждой встречи поляков с представителями движения готовились подробные справки. Мне удалось посмотреть и скопировать большую часть материалов. Большой массив документов из польских архивов я уже видел. Но все еще остаются фонды, до которых не дошли руки.
После 1945 года были попытки заново сформировать прометеевское движение. Часть документов того периода сохранилась в польских архивах в других странах: в Англии, Франции и США...
Активная работа над темой прометеизма началась уже после распада СССР. Во всех странах, которые имели отношение к движению, начали писать о нем. Речь шла об истории правительств в изгнании того или иного народа Российской империи или Советского Союза. Это касается Северного и Южного Кавказа, Украины. Есть 10–15 ученых, которые активно работают по этой теме. Среди них – грузинский ученый из Франции Георгий Мамулия, нужно сказать также про советского и российского историка Салавата Исхакова из РАН.
История прометеизма вызывает много вопросов, потому что она связана с близким сотрудничеством разных народов. И стоит заметить, что прометеизм всегда воспринимался в Москве как угроза.
– Как бы вы определили значимость этого движения?
– В Польше многие военные и политики были против прометеевского движения. Они говорили, что никакого результата не будет. Это было в 20–30 годах ХХ века. После 1945 года возник вопрос: а что нам дало прометеевское движение? Ответов не было, но после 1991 года многие заговорили, что распад СССР – это и есть эффект прометеизма.
Я смотрю на это по-другому. В первую очередь это было близкое сотрудничество элит разных стран. Эти связи сохранились даже после 1945 года, когда самого движения уже не существовало. Прометеизм показал, что идея совместной борьбы за независимость возможна.
– В чем была слабость прометеевского движения?
– У политэмигрантов разных стран и народов всегда возникали разногласия. Очень сложно договориться с другими политическими силами. У поляков самая большая трудность была в работе с нашими главными союзниками – с украинцами. По иностранной политике могли быстро договориться, а по внутренней – это было сложно. Потому что в Польше уже на тот момент была большая украинская диаспора, и с ней польские власти не могли договориться.
Следующий вопрос – это сложность связей Польши и соседних стран, например, с Чехословакией и Литвой. С литовцами получилось договориться только после 1938 года.
– Кто был лидером прометеевского движения в 1920–30-х годах?
– Про Юзефа Пилсудского мы можем очень мало что сказать. Мы знаем, что он поддержал движение, но мало документов сохранилось о его деятельности, связанной с прометеизмом.
В Грузии я выделил бы в первую очередь Ноя Жордания, Ноя Рамишвили, Евгения Гегечкори. Из Азербайджана это Мамед Эмин Расулзаде, Али Мардан Топчибаши и его сын. Среди северокавказцев – Саид-бей Шамиль, внука имама Шамиля.
У украинцев главным был Симон Петлюра, убитый в Париже в 1926 году, а также генералы Владимир Сальский, Виктор Кущ и другие.
Мы должны сказать про Мустафу Шокая – известного туркестанского деятеля.
Всего в рамках прометеевского движения работало 100–200 человек. Они были частью интеллектуальных, политических и военных элит своих народов.
– Гейдар Баммат начинал с прометеизма, почему он ушел в оппозицию к движению?
– С точки зрения польской власти, главным было, чтобы в прометеевском движении участвовали не только известные сильные личности, но и более широкое представительство различных народов. Поляки хотели, чтоб эти народы сформировали либо правительства в изгнании (такие были у грузин, украинцев), либо чтобы был сформирован национальный центр из представителей разных партий и групп. С Бамматом не вышло, потому что главным символом объединения для северокавказцев был молодой Саид-бей Шамиль, а он с Бамматом не мог договориться.
Гейдар Баммат очень известная личность. Да, он ушел из прометеевского движения, но связи поддерживал. В середине 30-х годов с ним велись переговоры, но ничего это не дало. Хотя его цели были очень близки к прометеевскому движению.
– Что с идеями прометеизма происходит сегодня?
– Прометеевское движение уже не так известно в мире. В Польше о нем иногда говорят, да. В основном это журналисты, которые связаны с темой польско-украинского сотрудничества и поддержки. Но в более широком направлении, если мы говорим о совместной борьбе за независимость, о поддержки других народов, то можно сказать, что с этой точки зрения идея прометеизма актуальна и жива.
***
- 31 января в здании Европарламента состоялся пятый "Форум свободных народов постРоссии" – его повестка была определена как "Перспективы деимпериализации и деколонизации". Активисты национальных движений, в том числе с Северного Кавказа, обсудили перспективы приобретения независимости от России после завершения войны против Украины.
- Одним из спикеров прошедшего в здании Европарламента пятого "Форума свободных народов постРоссии" стал представитель ногайского национального движения Анвар Курманакаев. Он призвал Запад помочь в возрождении ногайской государственности, разрушенной Москвой в середине XVI века. В интервью сайту Кавказ.Реалии активист рассказал о том, каким видит будущее ногайское государство и как могут быть решены возможные территориальные споры с соседями.
- После того как Красная армия в начале XX века взяла под контроль провозгласившие независимость республики Кавказа (Горскую республику, Азербайджан, Армению и Грузию), значительная часть членов правительств этих государств эмигрировала за рубеж. Но противники большевистского режима активно сотрудничали и за границей.
Форум