Выступая на "правительственном часе" в Госдуме, министр внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил о возбуждении более 100 уголовных дел по статьям о "дискредитации" российской армии и распространении "фейков" о войне против Украины. Больше десяти таких дел заведены в регионах юга России и Северного Кавказа.
Обвиняемые из южных регионов очень разные люди: часть эмигрировала из страны, другие остаются в России. Некоторые давно занимаются правозащитной деятельностью, политическим активизмом и журналистскими расследованиями. Другие попали под усиливающиеся репрессии случайно – из-за публикации в интернете. Среди обвиняемых есть пенсионеры, вчерашний студент, врач, муниципальный служащий, ветераны боевых действий и даже действующий сотрудник Росгвардии с родными в Украине.
Обе статьи – 207.3 ("Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил РФ") и 280.3 ("Публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил РФ") – появились в Уголовном кодексе через несколько дней после вторжения на территорию Украины. Максимальное наказание по статье 207.3 – до 15 лет лишения свободы, санкции по статье 280.3 предусматривают штраф до миллиона рублей или до пяти лет лишения свободы.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин назвал "очень суровыми" наказания по статьям о "фейках" про армию, но он считает, что это минимизирует "неправдивую информацию и ее негативное влияние на широкую аудиторию".
Зачастую сложно размежевать высказывание по фильтру "мнение/факт"
Говоря о том, зачем силовикам потребовались сразу две похожие статьи (про "дискредитацию" российской армии и распространение "фейков" о ней), координатор отдела уголовных преследований проекта "ОВД-Инфо" Ева Левенберг указывает, что это "разного рода вооружения", но цель у них одна: надавить и запугать.
Первая часть статьи 280.3 является наиболее распространенной и требует вступившего в силу постановления суда о привлечении к административной ответственности. Назначение статьи – пресечь любые разговоры о войне, называя ее не иначе как "специальная военная операция" (так вторжение в Украину официально называют власти РФ. – Прим. ред.). "Легкая артиллерия" в виде аналогичной административной ответственности легко превращается уже в уголовное дело, объясняет собеседница Кавказ.Реалии.
Для дела по статье 207.3, которая известна как статья о "фейках" про армию, не требуется административного преследования. Она предусматривает ответственность за любые высказывания о фактах, которых не подтверждаются или напрямую опровергаются органами власти, продолжает Левенберг. То есть если административная и уголовная статьи о "дискредитации" вооруженных сил преследуют за мнение, то в статье 207.3 УК РФ преследование заложено за распространение информации, содержащей фактические данные.
"Хотя формулировки схожи, и зачастую сложно размежевать высказывание по фильтру "мнение/факт", водораздел проходит в большей степени по субъективному отношению следователя – что он в той или иной публикации усмотрел", – объясняет юрист "ОВД-Инфо".
Сайт Кавказ.Реалии рассказывает о тех, кого преследуют в южных регионах за распространении "фейков" о вооруженных силах РФ.
Изабелла Евлоева, журналистка из Ингушетии
Эмигрировавшая из страны главред независимого ингушского издания "Фортанга" Изабелла Евлоева (которая также сотрудничает с редакцией Кавказ.Реалии в качестве внештатного автора) стала обвиняемой как минимум в трех уголовных делах о распространении "фейков" про российскую армию. Ее также объявили в федеральный розыск.
Первое дело на журналистку завели в конце марта. Публикация в телеграм-канале Евлоевой, которая стала поводом для преследования, касалась акции с участием детей в Магасе в поддержку так называемой "спецоперации". Второе дело было возбуждено в конце апреля – снова из-за поста в телеграм-канале журналистики. Поводом стала публикация о событиях в украинском городе Буча, где были зафиксированы массовые убийства мирных жителей. Евлоева, комментируя эти события, сравнила действия российской армии в Украине и в Чечне и показала несколько фотографий убитых людей.
Поводом для третьего дела стал рапорт из управления ФСБ по Ингушетии, в нем утверждается, что в телеграм-канале "Фортанги" 26 июня были размещены недостоверные сведения о российской армии. В тот день сотрудники издания опубликовали новости о взрыве торгового центра в украинском Кременчуге и потерях российской армии. К слову, Минобороны РФ признало, что ракетный удар в Кременчуге нанесли российские военные. При этом утверждается, что удар был нанесен "высокоточным оружием" по военному объекту.
В июне Евлоева рассказала о прошедших у ее пожилых родителей обысках, о том, как уголовные дела за фейки связаны с протестами в Ингушетии трехлетней давности, и о том, вернется ли она когда-нибудь домой.
Евгений Золотов, врач из Сочи
Центральный суд Сочи 24 августа признал виновным в распространении "фейков" об армии врача Евгения Золотова, назначив ему штраф в три миллиона рублей. Краснодарский краевой суд оставил приговор в силе, отказав прокуратуре в замене штрафа на лишение свободы.
Золотов обвиняется в публикации в фейсбуке сведений о количестве убитых на войне в Украине российских военнослужащих и использовании чеченских бойцов в качестве "заградотрядов". Следствие и суд сочли эту информацию "фейковой", поскольку Минобороны РФ ее официально не подтверждает. Адвокат отметил, что осужденный не оспаривает приговор, так как при грозящем реальном сроке "это лучшее из худшего".
Евгений Кочегин, активист из Волгограда
Бывший координатор регионального штаба оппозиционного политика Алексея Навального и руководитель движения "Дозор" Евгений Кочегин уехал из России. О возбуждении уголовного дела в отношении него сообщила объединенная пресс-служба судов Волгоградской области, не уточняя подробностей. Кочегину также заочно избрали меру пресечения в виде ареста – при пересечении российской границы активиста должны сразу поместить в СИЗО.
Сам Кочегин в своем телеграм-канале подтвердил эту информацию, назвав уголовное дело местью за его личную общественно-политическую позицию и работу проекта "Дозор в Волгограде", лидером которого он является. Делом Кочегина занимается адвокат Дмитрий Нестеренко, сотрудничающий с проектом "Сетевые свободы".
Сергей Резник, журналист из Ростова-на-Дону
Управление ФСБ по Ростовской области возбудило уголовное дело о публикации "фейков" про войну в Украине на эмигрировавшего из страны еще несколько лет назад журналиста Сергея Резника. Это уже третье уголовное дело в отношении него – ранее журналиста обвинили в "реабилитации нацизма", а до этого, в 2013 году, его отправили в колонию якобы за ложный донос и подкуп.
По версии силовиков, в телеграм-канале "Сергей Резник" были опубликованы посты с "фейками" "о целях, задачах и порядке проведения Россией специальной военной операции", сообщало "РИА Новости" с ссылкой на управление ФСБ по Ростовской области.
В беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии Сергей Резник отметил, что о новом уголовном деле ему ничего не известно, по адресу прописки в России никаких уведомлений ему не приходило.
Виталий Мишин, ветеран боевых действий из Таганрога
10 августа Таганрогский городской суд в Ростовской области признал Виталия Мишина виновным в распространении "фейков" про армию. Решение 18 октября оставлено в силе апелляцией.
В 1999–2001 годах Мишин проходил срочную службу во внутренних войсках МВД, с мая по сентябрь 2000 года участвовал во второй чеченской войне. С 2004 года является инвалидом – у него ампутирована нога.
Поводом для преследования ветерана боевых действий стал комментарий в соцсети к новости о патриотическом автопробеге в Ростове.
"В социальной сети "ВКонтакте" он высказал личное отношение к проводимой специальной военной операции... В его понимании, проведение любых военных действий не исключает жертв среди мирного населения, в том числе и случайных жертв, что для него является тем же убийством. Публикуя свое мнение, он не придавал ему вида достоверного сообщения, поэтому полагает, что в его действиях отсутствует состав преступления", – указано в приговоре.
Прокурор просил назначить Мишину пять лет лишения свободы условно и запретить ему администрирование соцсетей на два года. Суд с ним согласился, сократив дополнительное наказание до года запрета.
Валерий Котович, военнослужащий из Ростова-на-Дону
Первым в России военнослужащим, обвиненным в распространении "фейков" про армию, стал сотрудник Южного центра материально-технического обеспечения Росгвардии полковник Валерий Котович. По версии следствия, он распространял "дезинформацию" с использованием служебного положения и по мотивам политической вражды.
Пытаясь оспорить арест Котовича, его защитники заявили, что у обвиняемого есть постоянное место жительство, двое несовершеннолетних детей, положительная характеристика по службе и ряд хронических заболеваний. Однако из-за наличия родственников в Украине Котовичу не избрали мягкую меру пресечения и поместили в СИЗО, где он остается до сих пор.
Ислам Белокиев, блогер из Ингушетии, спикер ичкерийского батальона
30 марта телеграм-канал "Розыск Ингушетия" сообщил о возбуждении уголовного дела по статье о "фейках" про армию в отношении Ислама Белокиева, автора ютуб- и телеграм-канала "Мысли Ислама". Это уже третье дело на блогера – ранее его обвинили в "реабилитации нацизма" и "оправдании терроризма".
"Зачем силовикам возбуждать дела, если они знают, что фигуранты не живут в России? Хотя бы для "галочки", чтобы продемонстрировать начальству рвение, чтобы потом никто не имел к ним претензий. Я ожидаю, что Россия может объявить меня и других обвиняемых по таким статьям (о "фейках" про армию. – Прим.) в международный розыск. Возможно, документы на меня были поданы в Интерпол еще до войны в Украине", – говорил после возбуждения дела Белокиев.
37-летний активист с подросткового возраста живет в Европе, а сейчас является пресс-секретарем воюющего на стороне Украины батальона имени Шейха Мансура и находится в Польше.
Владимир Атаманчук, активист из Сочи
Уголовное дело о распространении "фейков" про армию возбуждено в отношении 71-летнего координатора общественного движения "Гражданская инициатива" Владимира Атаманчука. Он обвиняется в распространении антивоенных листовок.
Как рассказал корреспонденту Кавказ.Реалии представляющий интересы Атаманчука адвокат Сергей Костюк, следствие назначило лингвистическую экспертизу текста листовок. Активисту избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Адвокат уточнил, что Атаманчук вину не признает.
В марте жителя Сочи арестовали на 10 суток за видеозапись с его оценкой происходящих событий в Украине, в мае суд оштрафовал его на 50 тысяч по "дискредитирующей" статье из-за раздачи листовок с призывом "Нет войне".
Алтан Очиров, бывший госслужащий из Калмыкии
Элистинский городской суд 18 октября приговорил к трем годам колонии общего режима бывшего сотрудника мэрии Элисты Алтана Очирова. Прокуратура запрашивала ему семь лет лишения свободы.
По версии следствия, Очиров вместе с другими активистами администрировал телеграм-канал "Вольный улус", в котором публиковались посты о мародерстве российских военных, об уничтожении кораблей "Орск" и "Саратов", а также о гибели 14 тысяч бойцов из РФ. Следствие посчитало эти сведения недостоверными.
Еще одним обвиняемым по этому же делу стал покинувший Россию осенью 2021 года активист из Калмыкии Эренцен Доляев.
Игорь Колдунов, адвокат Очирова, в беседе с редакцией Кавказ.Реалии подчеркивает: санкция статьи предусматривает ответственность именно за заведомо ложные сообщения о действиях вооруженных сил.
"По логике законодателя и следствия, обвиняемый в данном преступлении должен точно знать, что распространяемая им информация является заведомо ложной. В случае с Очировым речь идет о перепостах информации и комментариев к ней, которую он счел достоверной. Посты были опубликованы в марте, а официальное опровержение в виде письма начальника оперативного управления Генштаба поступило только в конце мая", – указал собеседник.
Позиция защиты – следствие не доказало заведомую ложность информации. Все вменяемые Очирову посты он опубликовал, "пользуясь теми правами и свободами, которые дает Конституция".
Максим Рачков, активист из Ростова-на-Дону
Еще одно уголовное дело о "фейках" про армию возбуждено в отношении выпускника Донского государственного технического университета Максима Рачкова. Как сообщил сайту Кавказ.Реалии его знакомый, через несколько дней после начала войны тот уехал в Стамбул, а потом решил вернуться в Россию.
После этого на него возбудили дело за репост в соцсети "ВКонтакте" видео под названием "В Херсоне российские военные открыли огонь по безоружным демонстрантам". 21 июля обыски прошли по месту проживания самого Рачкова, а также его жены и матери, изъята техника и гаджеты. Ростовчанина арестовали. Другие подробности этого дела на данный момент неизвестны.
Елена Сумина, пенсионерка из Адыгеи
Городской суд Майкопа 21 сентября приговорил местную жительницу Елену Сумину за "фейки" про российскую армию к штрафу в 209 811 рублей 36 копеек – это ее годовой доход в виде пенсии. Как следует из приговора, пенсионерка разместила в запрещенном в России инстаграме комментарий под новостью о "патриотическом" флешмобе в поддержку войны в Украине.
"Преследуя цель сформировать негативное отношение к действиям вооруженных сил Российской Федерации... решила публично разместить в общем и открытом доступе в указанной социальной сети заведомо ложную информацию под видом достоверных сообщений", – указано в решении суда.
Сумина признала вину и ходатайствовала о досудебном соглашении, то есть о рассмотрении дела без доказывания вины в суде. Впоследствии на пенсионерку из Майкопа также составили административный протокол за "дискредитацию" вооруженных сил.
Александр Ноздринов, блогер из Краснодарского края
Известный роликами с критикой действий силовиков на ютуб-канале "Саня Новокубанск" блогер из одноименного городка Александр Ноздринов с конца марта остается под арестом по обвинению в распространении "фейков" о российской армии. Ему вменяют публикацию в телеграм-канале нескольких фотографий с подписью "Украинские города после прихода "освободителей", а также часть переписки, которую вели с явной провокационной целью. В ней блогер заявляет, что уже "ничего не должен", так как "долг" в виде службы в вооруженных силах он, ветеран боевых действий, уже отдал.
Адвокаты обвиняемого каждый раз обжалуют продление ареста блогеру, ссылаясь на недоказанность его вины. Кроме того, Ноздринов "женат, имеет троих несовершеннолетних детей, двое из которых малолетние, является единственным кормильцем в семье, у него отсутствует заграничный паспорт, он официально трудоустроен, имеет хорошие характеристики с места жительства... имеет награды".
Как пояснила корреспонденту Кавказ.Реалии Олеся Панюжева, адвокат Ноздринова, в настоящий момент расследование завершено, прошло ознакомление с материалами уголовного дела, обвинительное заключение находится на утверждении в прокуратуре.
Минобороны РФ – истина в первой инстанции?
Юрист центра защиты прав человека "Мемориал" Жаргал Будаев в беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии подчеркивает: формулировки статей 207.3 и 280.3 УК РФ "настольно размыты, что в практике легко можно встретить случаи их беспорядочного применения к любым высказываниям", а "единственная реальная цель обеих норм – это жесткая цензура критики действий власти".
В таких условиях адвокаты крайне ограниченны в возможностях для защиты доверителя
"Учитывая эти изначальные дефекты, выстраивать эффективную защиту, мягко говоря, очень проблематично. Например, одним из обязательных признаков состава статьи 207.3 является "заведомая ложность" информации. При этом суды просто берут за образец достоверности данные из официальных источников, например, министерства обороны. Они также практически автоматически квалифицируют распространенную обвиняемым информацию как "заведомо" ложную, не рассматривая вопрос о возможном незнании лица об ее якобы ошибочности", – объясняет Будаев.
Пока встречаются лишь единичные случаи прекращения дел о "военном фейке", например, если защите удается продемонстрировать, что информация была распространена до ее опровержения официальными источниками, отмечает представитель "Мемориала".
"В подобных неопределенностях кроется возможность правоохранительных органов и судов трактовать любое высказанное мнение по-своему практически ничем не ограниченному усмотрению. В таких условиях адвокаты крайне ограниченны в возможностях для защиты доверителя", – подытожил Будаев.
- За восемь месяцев в российские суды поступило 4800 административных дел о "дискредитации" армии, а сумма штрафов составила почти 86 миллионов рублей.
- Принудительный призыв на войну и силовое подавление протестов против мобилизации, похищения, пытки, преследования ЛГБТ-людей, правозащитников и журналистов, "убийства чести", практика коллективной ответственности и калечащие операции на женских половых органах – на эти нарушения на Северном Кавказе указал Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций в своем докладе о ситуации в России.
- После объявления президентом Владимиром Путиным мобилизации в республиках Северного Кавказа начались массовые протесты. Первыми на улицу вышли жительницы Грозного, а 25 сентября народные сходы прошли в Нальчике и Махачкале, где полиция жестко задержала собравшихся. По оценкам правозащитников, в ближайшее время антивоенный протест на Кавказе может радикализироваться и разрушить один из главных путинских мифов – о безоговорочной поддержке политики Кремля в северокавказских республиках.
- В Волгограде крупная коммунальная авария в одном из магистральных коллекторов в конце октября на несколько дней оставила без воды и отопления десятки тысяч человек. После происшествия возбуждено два уголовных дела, в том числе из-за слива неочищенных отходов в Волгу. Корреспондент Кавказ.Реалии разбирался, из-за чего городская система водоснабжения пришла в негодность и почему прокуратура, местные и региональные власти в течение трех лет закрывали глаза на эту проблему.
Форум