Краснодарский край и Адыгея сформируют общую экономическую зону - краснодарскую агломерацию. Об этом договорились руководители двух регионов Вениамин Кондратьев и Мурат Кумпилов. В состав агломерации должны войти Краснодар и прилегающие к нему Тахтамукайский и Теучежский районы Адыгеи и город Адыгейск, а также Красноармейский, Северский и Динской районы Краснодарского края. В Краснодарском крае готовы сформировать единый центр принятия решений.
Развитие агломерации должно начаться со строительство нового моста через реку Кубань, который бы дублировал Яблоновский путепровод. По словам представителей краснодарских властей, проект этого моста уже прошел экспертизу и был включен в стратегию пространственного развития России.
Некоторые черкесские активисты и жители Адыгеи в новом формате экономического сотрудничества усматривают реанимацию идеи объединения края и республики. Черкесские активисты предотвратили поглощение Адыгеи ее большим соседом в 2006 году. Тогда прошел даже чрезвычайный съезд адыгского народа.
Население преимущественно русскоязычного Краснодарского края примерно в 12 раз больше, чем все население Адыгеи. Даже в самой Адыгее этнические адыги (черкесы) составляют всего около четверти населения. Черкесского население опасается, что его положение как уязвимого меньшинства еще более усугубится, если республика потеряет свой статус и войдет в состав края.
Общественный деятель из Майкопа Адам Богус полагает, что опасения ликвидации республиканского статуса Адыгеи абсолютно обоснованы. "С одной стороны, власти предпринимают меры, направленные на сдерживание всех процессов развития Адыгеи. Искусственно сдерживаются экономическое развитие региона, культурное развитие в широком смысле этого слова, подавляется становление и развитие институтов гражданского общества, вопросы репатриации соотечественников и многое другое", - рассказал он в интервью с "Кавказ.Реалии".
Богус отметил, что процессы сдерживания развития республики реализуются последовательно, методично, комплексно силами всех уровней власти и бутафорских, искусственно созданных проправительственных общественных организаций.
"На фоне этих процессов, постоянно, в информационную среду вбрасываются идеи о необходимости укрупнения регионов, о дотационности Адыгеи и т.п. Похоже на то, что идея об объединении Адыгеи с Краснодарским краем никогда и не снималась с повестки дня", - говорит Богус. По словам черкесского активиста, после первой, не очень удачной попытки объединения Адыгеи с Краснодарским краем власти решили более основательно подготовиться и "добить" проблему.
В беседе с "Кавказ.Реалии" другой активист из Адыгеи Шамсудин Негуч отметил, что лично он никаких опасений не испытывает по этому поводу, так как по факту республика и так находится "в составе империи" и внутри края как анклав. "Собственного государства мы в любом случае не имеем", - заключает активист.
Еще один наш собеседник, Борис Таш, считает, что экономики без политики не бывает. "Это далеко идущий план с последующим полным вхождением Адыгеи в состав Краснодарского края. Нам, черкесам, надо дать понять руководству края раз и навсегда, что мы против объединения – будь-то экономического или политического" - призывает Таш.
Адвокат из Краснодара, уроженец черкесского аула Хабаху Абрек, отмечает в разговоре с нами, что, согласно Конституции РФ, на территории страны обеспечивается единство экономического пространства, а республика Адыгея является частью этого экономического пространства.
"Эта агломерация по сути давно состоялась. Ее развитие идет полным ходом. Я считаю, что за экономическим поглощением нашей республики краем, демографическим поглощением, последует естественным образом и политическое поглощение", - предполагает наш собеседник.
Он считает, что со строительством очередного нового моста, дублирующего Яблоновский мост, пространство между аулом Тлюстенхабль и аулом Козет (где сейчас находятся земли сельскохозяйственного назначения) переведут в земли под индивидуальное жилищное строительство, это кто-то все скупит, придут застройщики. "Сотни тысяч новых домов и жителей, которые станут новыми жителями Адыгеи. Это и есть демографическое поглощение, которое нас ждет, следом за которым последует и политическое. А там уже дело техники - референдумом или опросом решить вопрос со статусом республики", - считает юрист.