Министерство юстиции России внесло в реестр "иностранных агентов" Анастасию Шевченко – бывшего координатора движения "Открытая Россия" в Ростове-на-Дону, первого человека в стране, на которого завели уголовное дело об участии в "нежелательной" организации.
В числе причин объявления Шевченко "иноагентом" ведомство указывает взаимодействие с иностранными СМИ и организациями, которые Россия считает "нежелательными" и "иноагентами". По мнению Минюста, активистка распространяла недостоверную информацию о политике и решениях российских властей и действиях армии. Также в сообщении указано, что Шевченко выступает против войны России в Украине и живет за границей.
Также "иноагентами" объявлены журналист Валерий Панюшкин, политолог Ирина Бусыгина, журналистка Радио Свобода и телеканала "Настоящее время", правозащитница Светлана Осипова, политтехнолог и писатель Михаил Шейтельман и продюсер Би-би-си Анастасия Голубева. Кроме того, "иностранным агентом" признан проект "Зона солидарности", который освещает преследования и оказывает поддержку арестованным за антивоенные действия в России.
Ранее сообщалось, что поводом для уголовного преследования Анастасии Шевченко послужили два административных штрафа за открытые дебаты с депутатом городской думы Таганрога от "Единой России" и организацию семинара по предвыборной тематике. Она находилась под домашним арестом с января 2019 по февраль 2021 года.
В 2019 году старшая дочь Шевченко Алина умерла в реанимации. У нее была первая степень инвалидности. На суде по избранию меры пресечения Шевченко пыталась доказать, что ее дочь нуждается в уходе, однако суд оставил ее под домашним арестом.
Изначально суд приговорил Шевченко к четырем годам лишения свободы условно, позже приговор смягчили до трех лет. В декабре 2022 года суд в Ростове-на-Дону заменил условное наказание Шевченко на три года реального лишения свободы. Однако в колонию активистка не попала – летом того же года она эмигрировала в Литву.
Сейчас она входит в "Антивоенный комитет" и участвует в общественных кампаниях за освобождение украинских военнопленных.
- Законодательство об "иноагентах" в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе четко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
- Впоследствии появилась возможность признавать "иноагентами" СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но "находится под иностранным влиянием". Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.
- Ранее Минюст объявил "иноагентами" более двух десятков общественных деятелей, публичных персон и журналистов из регионов юга России и Северного Кавказа.
Форум