Спикер чеченского парламента и один из ближайших сподвижников главы республики Рамзана Кадырова Магомед Даудов раскритиковал молодежь, общающуюся в социальных сетях. В Чечне начали работу онлайн-патрули, которые будут выявлять "несоответствующие традициям" посты, а за онлайн-трансляциями в тиктоке лично следит сам Даудов, известный на Северном Кавказе по прозвищу Лорд и подписавший так свой аккаунт в инстаграме.
Политика разозлили не оппозиционные высказывания молодых людей или критика властей республики из-за социально-экономических проблем, а бесцельное времяпрепровождение в прямом эфире.
"Есть такие страницы – ”ТикТок”, ”Биго", – говорит Даудов на видео в инстаграм. – Парни с метровой бородой сидят в каких-то непонятных эфирах, где им пишут не пойми что. Разве это не стыд? Даже представить сложно, что чеченцы могут себя так вести. Вы что в этом тиктоке творите? Вам заняться нечем? Спортзалов нет? Пойдите в спортзал. Займитесь спортом, тогда не придется бросать бутылки, если какой-то спортсмен подойдет. Мечетей нет? Пойдите в мечеть, проведите время себе во благо, если у вас его так много".
От спикера досталось и чеченским девушкам, выходящим в эфир, по его словам, "ради лайков и одобрительных комментариев". Даудов заявил, что Кадыров не простит, если выяснит, что подчиненные знали о таком досуге чеченской молодежи и не пресекли его.
Девушкам – запрещено?
"Если родители не могут их остановить, дайте знать районному начальнику полиции или главе района, что наши дети нас не слушаются, и поставьте их на учет, мы не знаем, что от них ожидать. Или пришлите нам имама мечети, чтобы он их образумил", – заявил Даудов. Если первый разговор не возымеет эффекта, власти Чечни проведут его повторно, уже строже, а на третий обещают "предпринять меры".
Спустя несколько часов Магомед Даудов присоединился к эфиру в тиктоке чеченской блогерки, демонстрируя тотальный контроль над контентом.
Одновременно в сети появилась неофициальная группа под названием "Санитары общества", поставившая перед собой задачу очистить чеченский сегмент соцсетей "от нравственных изгоев и людей, своим недостойным поведением позорящих народ". Для этого пользователей просят присылать ссылки на спорный, с их точки зрения, контент чеченской молодежи, с которой проведут "профилактические беседы".
Похожую функцию с 2017 года выполняло "вайнахское молодежное движение", ведущее в социальных сетях паблик "Карфаген". Его представители критиковали чеченских девушек за выложенные фото "неподобающего", по их мнению, вида – в сеть выкладывались их персональные данные, место проживания, контакты родственников. "Безнравственностью" могли посчитать отсутствие платка, юбку выше колена, открытые плечи и шею. Первый пункт правил канала – девушкам комментировать запрещено.
Подвергшаяся в 2017 году травле анонимных авторов "Карфагена" 22-летняя Луиза Дудуркаева уехала из Чечни, получила убежище в Норвегии, но была задержана в аэропорту Минска, откуда отец вернул ее в родной Аргун.
Если сменившие "Карфаген" новые "борцы за мораль" будут действовать по таким же лекалам, можно ожидать реальных жертв их анонимной травли, говорят опрошенные Кавказ.Реалии эксперты.
Кадыров проиграл интернет
Социальные сети открыты, поэтому "нарушителей" там найти нетрудно, при этом не обязательно искать всех авторов "неправильного" контента, указывает директор информационно-аналитического центра "Сова" (в России центр включен в реестр "иностранных агентов", в организации с этим не согласны. – Прим. ред.) Александр Верховский.
"Для показательных ”дисциплинарных мер” достаточно немногих", – подытожил Верховский.
Руководитель оппозиционного нынешним властям Чечни движения 1ADAT (его чтение, сотрудничество с авторами или модерация в республике преследуются) уверен, что заявление Даудова – всего лишь "популистская пиар-кампания".
"Странным для нас является лишь тот факт, что о ”борьбе за нравственность” не объявил лично Кадыров, как самопровозглашенный ”защитник Корана и Сунны”, дабы заработать очки популярности в глазах недалеких людей, учитывая, что эта тема является одной из самых острых в нашем обществе. Никто не будет в кадыровской системе заниматься борьбой с развратом, так как им придется бороться с самими собой", – говорит собеседник на условиях анонимности.
Все ради хайпа. Такой подход, конечно, может не всем понравиться, и их понять можно
Здесь можно напомнить о дружбе Рамзана Кадырова с хип-хоп-исполнителем и продюсером Тимати, контент которого можно назвать спорным с точки зрения чеченских адатов, или фото депутата Госдумы Адама Делимханова с певицей Ольгой Бузовой, прорекламировавшей в своем инстаграме открытие бутика дочери главы Чечни.
"ТикТок” – это специфическая соцсеть, в которой молодежь нередко делает то, чего она никогда бы не делала в повседневной жизни, указывает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
"Все ради хайпа. Такой подход, конечно, может не всем понравиться, и их понять можно. Но в целом осуждение пользователей за обычное общение в соцсетях не совсем верно. Хотя неизвестно, что именно вызвало недовольство", – заключает Зыков.
Запретить все
Это не первая попытка властей Чечни взять под контроль мировоззрение и образ жизни молодых людей. В республике уже отчитывали читателей паблика 1ADAT или зрителей оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова. Контроль также затронул и не связанные с политикой сферы жизни.
В 2019 году сообщалось о задержании "для воспитательной беседы" певцов Аюба и Асхаба Вахараговых, чьи опубликованные в интернете песни, по версии властей, "нарушают нормы чеченской культуры". Перед этим министр культуры Чечни Хож-Бауди Дааев заявил, что выступать с концертами и публиковать ролики с песнями могут только одобренные специальной комиссией исполнители.
Не исключаю, что они попытаются взять под более жесткий контроль общение людей в интернете
В конце того же года студентов колледжа культуры и искусств Магомеда Баснукаева и Халимат Тепсуркаеву отчислили после перепевки популярной тогда композиции рэпера Мияги "Пропаганда". Официальным поводом для отчисления назван запрет на видеосъемку в здании (который сам по себе незаконен, так как колледж является общественным местом), но развернувшаяся травля студентов в комментариях к новости подтвердила, что реальной причиной стала неподобающая, по мнению поборников традиций, песня.
В Чечне установился стремящийся к тотальному контролю, в том числе над частной жизнью детей и подростков, диктаторский режим, говорит директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.
"Этот режим экспансивный, он постоянно вторгается во все новые и новые сферы. Но поскольку возможности чеченских властей влиять на диаспору ограничены, а внутри республики они и так все контролируют, им приходят в голову всевозможные новшества по еще большему контролю за жителями. Не исключаю, что они попытаются взять под более жесткий контроль общение людей в интернете", – говорит эксперт.
Собеседница напомнила, что борьба с негативными с точки зрения чеченских властей явлениями идет волнообразно, за последние годы ее объектами стали гадалки и народные целительницы, нарушители традиций на свадьбах, нарушающие ПДД водители.
Потом кампания проходит, всплески активности затухают
"Потом кампания проходит, всплески активности затухают. Понимаю, что волна контроля за соцсетями будет недолгой. С другой стороны, в ближайшее время можно ожидать попытки тотального контроля за соцсетями в Чечне, рандомные задержания авторов комментариев или роликов, их публичные извинения перед телекамерой", – подытожила Сокирянская.
И Даудов, и Кадыров (как бы им ни хотелось пытаться создавать такой образ) не являются самостоятельными фигурами и полностью подконтрольны как Кремлю, так и отделу ФСБ в Ханкале, говорит член "Культурного объединения ”Ичкерия" в Вене и бывший заместитель начальника департамента сепаратистской Чеченской республики Ичкерии по молодежной политике Ибрагим Никархо.
"Известные в соцсетях 1ADAT, Тумсо (Абдурахманов. – Прим. ред.) и их коллеги полностью способствуют успеху идеи того, что Кремль не причастен к происходящему в чеченской среде", – считает он.
Параллельно с запретами в Чечне сформировалась практика трансляции публичных извинений и унижений на видеокамеру. Первые громкие сюжеты с покаянием перед главой республики появились на ЧГТРК "Грозный" в 2015 году. С тех пор количество видеоизвинений перевалило за сотню. Список извинявшихся обширен. Попасть в него можно за сломанный забор, просьбу о помощи или резкое высказывание соцсетях не только в отношении Кадырова, а вообще любого представителя власти в Чечне, от министра до рядового полицейского. Но ключевую задачу – формирования сакрального образа власти и тотального страха сделать "неправильное" – они уже не выполняют, считают эксперты.
На "унизительные видеопризнания" жителей Чечни в апреле этого года обратила внимание Комиссия США о международной религиозной свободе. Авторы исследования рекомендовали Вашингтону ввести санкции против министра печати и информации Чеченской республики Ахмеда Дудаева.