Глава Чечни Рамзан Кадыров много времени посвящает попыткам убедить своих бывших соратников по сепаратистской Ичкерии в том, что идея независимости республики от России была уничтожена их же руками, а он сам и его отец Ахмат Кадыров якобы спасли народ от истребления в новой войне.
Культ личности Кадыровых стал реальностью современной Чечни. Это подтверждают не только многочисленные портреты, развешанные по всей республике. Подчиненные главы региона, и не только они, применительно к нему употребляют исключительно обращение "паччахь" (падишах, царь), хотя в чеченском языке имеется полноценный аналог терминов "руководитель, глава" – "куьйгалхо".
Главная задача у них была обелить своего шефа Рамзана Кадырова
При упоминании имени отца Кадырова всем, кто его произносит, надлежит обязательно перечислить все официально утвержденные титулы: "Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров". Все слова в этом предложении должны начинаться исключительно с заглавной буквы. Поощряется написание крупным шрифтом. И надо еще не забыть добавить после имени фразу "Да примет Всевышний его джихад!".
Обращение к главе Чечни со стороны членов его ближайшего окружения или чиновников из республиканского правительства или парламента может начинаться со слова "брат" ("ДОРОГОЙ БРАТ" – в транскрипции кадыровцев). Кроме того, когда говорят о Кадырове, все буквы в слове должны быть заглавными. Аналогичным образом требуется называть подопечных Кадырова – "ДОРОГИМИ ПЛЕМЯННИКАМИ или ПЛЕМЯННИЦАМИ", а его мать Аймани становится для них всех "ДОРОГОЙ МАМОЙ" или "МЕХК НАНА" ("мать страны").
Важной составляющей выражения покорности и любви к Кадырову являются также обязательные поздравления с днем рождения многочисленных членов семьи и клана – сестер, дядей, тётей, дедушек и всех 14 отпрысков главы Чечни. Выполнению этой задачи служат аккаунты приближенных Кадырова.
Кадыров и Ичкерия
В чеченском обществе годами идет полемика, кого считать героями Чечни конца прошлого – начала нынешнего столетия: тех, кто воевал против российской армии, или тех, кто выступал под флагом России, по их собственным утверждениям, спасая республику. Это, пожалуй, самая болезненная тема для современного чеченского руководства. Тратится много усилий, чтобы сбить ностальгические настроения в обществе по тем девяти годам существования непризнанной Чеченской республики Ичкерия, которая, хоть и формально, но была независима от России.
10 сентября Рамзан Кадыров провел многочасовую встречу с бывшими деятелями Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ), которые попали в плен к российским военным или кадыровцам в начале 2000-х годов, а после перешли на сторону нынешних властей и повернули оружие против вчерашних соратников, а позже и против "Имарата Кавказ" (объявленного в России террористической организацией и включенного в 2011 году Советом Безопасности ООН в список террористических организаций).
Участники встречи – узнаваемые в Чечне персоны со времен Ичкерии:
- временно исполнявший обязанности председателя парламента Ичкерии Ибрагим Ахматов;
- бывший министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев;
- бывший телохранитель президента ЧРИ Аслана Масхадова – Шаа Турлаев;
- экс-представитель Масхадова в Европе Умар Сугаипов;
- бывший депутат парламента Апти Шахгириев;
- экс-спецпредставитель "Имарата Кавказ" в Европе Бухари Бараев (отец Мовсара Бараева, организовавшего теракт на спектакле "Норд-Ост" в Москве в 2002 году);
- бывший полевой командир Артур Ахмадов;
- бывший боевик, а ныне председатель парламента Магомед Даудов;
- бывший глава администрации президента Ичкерии Вахит Мурдашев;
- бывший глава чеченского информационного центра Ичкерии в Польше Рамзан Ампукаев;
- племянник Аслана Масхадова – Висхан Хаджимурадов, по некоторым сведениям, убивший дядю-президента в момент попытки его захвата российским спецназом 8 марта 2005 года (выстрел был произведен из оружия Хаджимурадова).
Главный мотив встречи – доказать правоту перехода Кадырова-старшего на сторону России для противостояния Ичкерии, которой он служил ранее. Рамзан Кадыров поведал о своих усилиях по увековечиванию памяти героев чеченской истории.
В ходе беседы за чашкой чая со своими гостями Кадыров-младший также поделился тем, как тяжело ему даются изменения в Чечне. По его словам, доходов от добычи нефти не хватает для бюджета республики, чтобы покрыть даже расходы на образование. Он оценил объем этой добычи на сегодня примерно в 100 тысяч тонн в месяц. Глава республики утверждает, что в силу мизерности этих объемов чеченское "черное золото" не привлекает зарубежных инвесторов для вложений в развитие нефтеперерабатывающего комплекса Чечни.
Касаясь недавних переименований районов столицы Чечни, в первую очередь в честь лидера чеченского сопротивления во время Кавказской войны в XIX веке Байсангура Беноевского, Кадыров заявил, что в Москве были не согласны с присвоением его имени району в Грозном (бывший Октябрьский район был переименован в Байсангуровский) и настаивали на замене. Но глава Чечни якобы поставил российские власти перед фактом.
На встрече Кадыров также заявил, что реставрация могилы Байсангура в Дагестане была его заслугой, что в целом о существовании этого героя Кавказской войны мало кто знал, пока ему не поставили новый надгробный памятник.
Он и его отец предали идеи Ичкерии, идеи независимого государства, предали свой народ
Коснулся глава Чечни и реставрации мечети имени шейха Мансура, отметив, что увековечивание его имени стало делом принципа. Чеченцы, живущие за рубежом, ждали, что он не будет что-либо называть в честь всеобщего героя чеченцев, предположил Кадыров. Но в итоге один из районов Грозного носит имя шейха Мансура, с гордостью рассказал он. При этом Рамзан Кадыров ни словом не обмолвился о том, что центральный район чеченской столицы назван в честь его отца – Ахмата Кадырова, как и аэропорт Грозного, носивший ранее имя шейха Мансура.
Продолжительные посиделки в одной из резиденций Кадырова в Чечне могли стать ответом на выступление проживающего в Великобритании чеченского политика Ахмеда Закаева, называющего себя премьер-министром Ичкерии в изгнании. За несколько дней до собрания у Кадырова он принял участие в международной онлайн-конференции, посвящённой 30-летию провозглашения независимости Чеченской республики.
Вчерашние сторонники Закаева, сидя в окружении Кадырова, пытались оговорить его, чтобы вызвать удовольствие Рамзана. На вопрос Апти Шахгириева, зачем вообще говорить о Закаеве, тем самым напоминая о его существовании, глава Чечни возразил, что не согласен с такой постановкой вопроса, ибо, по его мнению, не стоит давать сторонникам независимости возможность обманывать молодых чеченцев в Европе. На протяжении пятичасового общения Кадыров и его соратники, будто соревнуясь, оскорбляли Закаева, стремясь принизить его участие в Первой чеченской войне и доказать, что он не был достойным политиком.
Вспоминали они и других деятелей Ичкерии. Правда, их имена назывались исключительно для того, чтобы им напомнить, что в Грозном внимательно следят за их деятельностью среди чеченской диаспоры в странах Европы. Речь идет, в частности, об Ахъяде Идигове (член президиума правительства ЧРИ) и Жалаудине Сараляпове (председатель парламента ЧРИ).
Участники встречи с Кадыровым не смогли обойти стороной и сына бывшего президента Аслана Масхадова – Анзора, проживающего в Норвегии. Его критиковали за комментарии в поддержку тех, кого власти Чечни считают врагами и террористами.
Реакция европейских чеченцев
Такого рода посиделки – это стабильная реакция Рамзана Кадырова на заявления его критиков из Европы, заметил глава чеченской правозащитной ассоциации "Вайфонд" Мухаммад Абдурахманов в беседе с Кавказ.Реалии.
"Он и его отец предали идеи Ичкерии, идеи независимого государства, предали свой народ. Теперь он пытается оправдать свои действия, для чего собирает бывших представителей Ичкерии и заставляет тех поддакивать всему, что он говорит, несуразные примеры приводит, которые становятся мемами в чеченской среде. То есть мы видим, что он пытается заглушить в себе самом голос, говорящий о его предательстве, пытается всеми возможными способами укрепиться и рассказать, какой он был воин и политик, что решение его отцам и его самого перейти на сторону России – это была не слабость, а, наоборот, якобы решительное действие – и всё это во имя народа", – говорит Абдурахманов.
Собеседник считает, что в действительности Кадыров пытается уже при своей жизни переписать историю для подрастающего поколения, пытаясь предстать как герой чеченского народа.
Прокомментировать собрание в резиденции Кадырова редакция Кавказ.Реалии попросила и Ахмеда Закаева. Он заявил, что его совершенно не удивила эта встреча и что люди, выступавшие там, больше пытались оправдаться и продемонстрировать свою лояльность.
"На прошлой неделе мы провели ряд мероприятий, приуроченных ко Дню независимости Ичкерии 6 сентября, масштабно отмечая тридцатилетие провозглашения республики в 1991 году. В том числе провели и большую онлайн-конференцию с участием западных политиков. Именно на эти мероприятия в Европе и была реакция в Чечне. Любое упоминание о правительстве Чеченской республики Ичкерия за рубежом, любое упоминание даты или события, связанного с Ичкерией, не обходится без обвинений в адрес Кадырова и его ближайшего окружения в предательстве идей независимости", – продолжает Закаев.
Он полагает, что по этой причине Кадыров собрал людей, "которые полностью зависят от него: кому-то он жизнь спас, кто-то обязан материальным благополучием или кадровым назначением". Опираясь на выступления этих "соратников", глава Чечни, как считает Закаев, попытался опорочить людей, стоявших у истоков образования независимой республики. "Главная задача у них была обелить своего шефа Рамзана Кадырова, а значит, и самих себя вместе с ним", – заключил собеседник Кавказ.Реалии.
В начале сентября памятные мероприятия в честь провозглашения непризнанной Ичкерии прошли в Берлине и Вене. В Германии состоялась встреча представителей чеченской диаспоры, эмигрировавших из России за последние двадцать лет. В Австрии члены диаспоры провели митинг.