В Турции несколько уроженцев Чечни объединились, чтобы обезопасить себя и своих земляков от угрожающих им кадыровцев и сотрудников российских спецслужб. Для обмена информацией между представителями диаспоры они создали телеграм-канал Security Turkey, где предлагают делиться данными о прибывающих в Турцию из Чечни силовиках и целях их визитов, в частности, о том, кто именно является целью их преследования.
Канал работает только с 5 августа, но, по словам его создателей, уже успел привлечь к себе внимание представителей властей Чечни. По понятным причинам его модераторы предпочитают сохранять анонимность.
В интервью Кавказ.Реалии один из авторов канала рассказал, как они намерены сделать жизнь чеченцев в Турции более безопасной.
– Судя по постам в канале, ваша аудитория в основном чеченцы, но, может быть, есть выходцы и из других регионов?
– Мы делаем упор на кавказскую диаспору в Турции, а не только на чеченскую. Что же касается аудитории канала, то пока слишком рано делать какие-то выводы, мы недавно начали работу, но будем вычислять не только кадыровцев, но и сотрудников российских спецслужб. Будем работать над тем, чтобы диаспоры других народов также принимали участие в нашей активности.
– Вы просите свою аудиторию сообщать о сотрудниках спецслужб или кадыровцах в Турции. Каким образом вы проверяете поступившую информацию?
– Мы не просто решили сесть и начать работать по той теме, по которой захотелось. У нас есть обширные связи в Чечне, поэтому мы можем узнавать о перемещениях кадыровцев между двумя странами. Пока что мы работаем лишь по кадыровцам, с сотрудниками спецслужб предстоит уже работа посложнее.
– У кого есть запрос на самозащиту через группу анонимных добровольцев в телеграме?
Необходимость в безопасности имеют все, чьи взгляды противоположны позиции российских властей и Кадырова, если речь о Чечне
– Для широкого круга людей в сети мы – анонимные добровольцы. Но в Турции мы работаем в реальности, наш канал в телеграме – лишь вершина айсберга. Мы предлагаем землякам кооперироваться и работать в реальности, а не только в интернете. Канал нам нужен для информационных целей, основная часть деятельности ведется в офлайне. Начать эту активность мы решились, когда накопили достаточно сил. Пока к нам обращаются люди, знающие нас. Но когда результаты нашей работы станут заметны, подтянутся и другие. А необходимость в безопасности имеют все, чьи взгляды противоположны позиции российских властей и Кадырова, если речь о Чечне. И мы хотим помочь таким людям обезопасить себя. Ведь даже при том, что Турция – довольно безопасная страна для российских оппозиционеров, её власти нейтральны к представителям Путина и Кадырова, к сожалению.
– Много ли у вас обращений?
– Пока немного, но есть вполне конкретные по существу. Недавно к нам поступила информация, что готовится убийство Хасана Халитова, выступившего против Кадырова. Мы знаем, что, если найдутся люди, готовые убивать за деньги, Кадыров не будет жалеть средств. К счастью, тех, кто может работать за границей, у них слишком мало.
– Почему люди обращаются к вам, а не в турецкие правоохранительные органы?
– Турецкие спецслужбы работают хорошо и пытаются сделать всё, что в их силах. Но они не могут приставить наблюдателя к каждому иммигранту и круглосуточно его охранять. А учитывая большую активность кадыровцев и российских спецслужб в Турции, у нас нет другого выхода, кроме как самим помогать себе и землякам, которые могут попасть под удар.
– Есть ли случаи разоблачений кадыровцев, о которых можно рассказать? Чем они могут быть опасны для россиян и других русскоязычных жителей Турции?
– Мы уже работаем над несколькими делами, результаты опубликуем на нашем телеграм-канале, всему своё время. Речь идёт о заказных убийствах. В Турции развёрнута сеть из кадыровцев и агентов российских спецслужб, которая нужна, чтобы "убрать" того или иного человека. Именно для предотвращения этих преступлений мы и работаем.
– Приходилось ли вам сообщать полиции о вычисленных злоумышленниках или такой цели у вас нет?
– Конечно же, мы готовы делиться нашими данными, но для начала хотим сами быть убеждены, что собрали полный пакет доказательств. В этом случае мы принесём его в соответствующие органы.
– Вы пишете о том, что готовы помогать тем, кто заметил за собой слежку. Как это происходит?
– Пока что мы только начали работу в этом направлении, но в дальнейшем мы планируем обеспечивать безопасность и поддержку таким людям, как с помощью своих единомышленников, так и с помощью компетентных людей с турецкой стороны. Раскрывать конкретно принципы работы публично мы не можем, иначе они не будут такими эффективными, как мы планируем.
– На ваш взгляд, существует ли негласное сотрудничество между Турцией и Россией по вопросу определения противников режима российских властей, живущих в Турции?
Минус Турции в том, что здесь себя вольготно чувствуют как члены российского сопротивления, так и российские агенты и кадыровцы
– Турция давала и даёт возможность укрыться на своей территории тем, кто нуждается в этом. Даже члены чеченского сопротивления живут в Турции. Минус же в том, что так же вольготно здесь себя чувствуют российские агенты и кадыровцы. Что касается сотрудничества, то Турция, на наш взгляд, не действует против наших земляков в пользу России. Даже из Европы людей депортируют в Россию, несмотря на угрожающую им там опасность. В Турции же мы о таких случаях не знаем. Мы благодарны Турции и считаем работу её сил безопасности достойной, но проблема в активности из России.
– Были ли попытки со стороны кадыровцев вычислить вас, чтобы прекратить вашу деятельность, или дать вам ложную информацию?
– Мы только начали работу, конечно, но их интерес к себе уже почувствовали. Нам периодически пишут угрозы, говорят, что уже знают, кто мы. Это обычные дешёвые колхозные ходы кадыровцев. Мы этого ждали, мы знали, за какую работу берёмся. У того же народного движения 1ADAT большой опыт в этом, которым они делятся с нами, поэтому мы считаем себя достаточно подкованными. Конечно, работа по нам в дальнейшем будет усиливаться, но это ожидаемо, учитывая то, какие цели мы поставили.
– Что вы можете рассказать о себе? Откуда вы? Кто по профессии? Были ли сами в ситуации опасности или пострадали от кадыровцев?
– Пока что вся наша команда состоит из чеченцев, мы такие же люди, как и остальные: у нас есть высшее образование, семья, дети. Мы также познали на себе прелести путинско-кадыровского режима. Каждый из нас пережил пытки, на кого-то сфабриковали уголовное дело в России, всем нам пришлось покинуть свою родину из-за путинско-кадыровского режима, потому что мы не хотели быть рабами, а хотели жить в нашем свободном государстве. В целом у нас те же истории, что и у движения 1ADAT, мы все ведём общую борьбу.
– Почему вы анонимны?
– Мы много чего могли бы рассказать о себе. Но мы должны думать о безопасности наших родных. В будущем мы объявим о себе, раскроем имена и лица. Но если вдруг нас деанонимизируют раньше, мы работу не прекратим, даже если наших родных будут ставить под дуло автомата. Тем не менее пример того же движения 1ADAT показывает, что лучше всё делать постепенно.
***
Сейчас у канала 1321 подписчик. В последних записях модераторы канала просят быть бдительными жителей конкретных населённых пунктов, в которых были замечены кадыровцы, и сообщать обо всём подозрительном.
Весной этого года оппозиционный чеченский телеграм-канал 1ADAT запустил проект "Улей" – сеть информаторов, сообщающих данные из республики. В случае задержания они с помощью экстренного пароля могут предупредить об этом. В планах телеграм-канала создать базу информаторов из нескольких тысяч человек не только в Чечне, но и других регионах страны и мира.