В многоэтажном жилом доме Махачкалы взорвался газ – за помощью к спасателям обратилось 138 семей. Вскоре выяснилось, что 16-этажное здание строилось незаконно и не имело разрешения на ввод в эксплуатацию. Жильцы въехали в квартиры на основании решения суда, признавшего за участниками долевого строительства право собственности. Подобных домов в Махачкале сотни. Сайт Кавказ.Реалии разбирался, можно ли считать стихийную застройку первопричиной трагедии.
Утром 25 марта жители улицы Гапцахская в махачкалинском микрорайоне Редукторный проснулись от грохота и звуков бьющегося стекла. Как выяснилось позже, эпицентром взрыва стала квартира на шестом этаже в доме под номером 14. Часть этажа осталась без внешних стен. Соседние дома пострадали не меньше – в квартирах выбило тысячу окон, ударная волна частично сорвала облицовку здания напротив, а осколки стекла и бетона повредили 50 припаркованных во дворе машин.
Из здания эвакуировали более 150 человек, четверо оказались ранены. Хозяйку взорвавшейся квартиры с тяжелыми ожогами и еще двух жительниц увезли на скорой в Республиканскую клиническую больницу имени Вишневского, еще одного жильца в состоянии средней тяжести доставили в Республиканский центр травматологии и ортопедии, сообщили в Минздраве республики.
Прибывший на место главный жилищный инспектор республики Сергей Касьянов констатировал, что дом был возведен самовольно без технической документации. При этом в незаконно построенную многоэтажку без договоров был проведен газ, а само здание за пару месяцев до аварии администрация Махачкалы передала управляющей компании "Новая жизнь". 16-этажное здание по документам имело только девять этажей, сообщили "Сапа Кавказ" в городской администрации.
Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по статье об оказании не отвечающих требованиям безопасности услуг. Главным обвиняемым стал рядовой мастер ремонтно-эксплуатационной службы газового хозяйства Ленинского района – следствие заявило, что трагедия произошла "по причине бездействия и неисполнения должностных обязанностей".
Дом, которого нет
Дом на Гапцахской был заселен лишь на 30% – по всей видимости, именно это и позволило избежать десятков жертв, рассказал на экстренном заседании республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям директор управляющей компании "Новая жизнь" Равиль Эмирханов. Оставшимся в домах без окон предложили перебраться в пункты временного размещения, в день аварии власти начали оценку ущерба – к поквартирному обходу привлекли 50 волонтеров. За помощью в компенсации ущерба к штаб ГО и ЧС обратилось 138 семей.
По данным дагестанской газеты "Новое дело", разрешение на строительство дома в январе 2016 года получил ЖСК "Дом Строй Групп". Компания возводила здание на средства дольщиков – в итоге официально дом так не достроили, а жильцы не смогли зарегистрировать свои квартиры. К застройщику подали иск – с требованием признать право собственности на отдельные квартиры за дольщиками. В январе 2021 года Ленинский районный суд Махачкалы удовлетворил их требования: в отсутствии как самого застройщика, так и истцов, а также руководствуясь одним лишь фактом того, что земельный участок действительно принадлежит "Дом Строй Групп".
В сентябре 2022 года администрация Махачкалы попыталась оспорить это решение, однако апелляционную жалобу отклонили из-за "несоответствия требованиям", следует из картотеки суда. Дальнейших попыток после этого не предпринималось.
Узаконивать квартиры в таких домах через суд успешно продолжают и сейчас: уменьшился масштаб, но механизм остался
В декабре суд рассмотрел иск жителей махачкалинского квартала Г-1, где и расположен пострадавший от взрыва дом, к другому застройщику – "МЖК-Строй" – и администрации Махачкалы. Они требовали признать недействительными постановления городских властей о межевании участков, а также прекратить действующие на них права аренды.
Из-за хаотичной распродажи городских земель и стихийной застройки микрорайона возникли многочисленные накладки на участки индивидуальных застройщиков, что видно на Публичной кадастровой карте, отмечали истцы. Судя по всему, с похожими нарушениями был построен в том же квартале и дом на Гапцахской.
По его кадастровому номеру зарегистрирован другой участок: возведенный на последнем многоквартирный дом точно так же через суд легализован участниками долевого строительства, однако застройщиком при этом являлась другая компания – ЖСК "Лазурь" (точный адрес здания в судебном решении скрыт).
Уже в ходе судебного разбирательства по иску дольщиков о признании за ними права собственности суд присвоил участку другой кадастровый номер – вероятно, ровно из-за того, что под имеющимся уже был зарегистрирован дом ЖСК "Дом Строй Групп". Участков под определенным судом номером на официальной карте Росреестра нет до сих пор.
В том же кадастровом квартале в Махачкале находятся 77 из 468 незаконно возведенных во всем Дагестане жилых домов, следует из реестра Минстроя республики. В основном речь идет о двух микрорайонах – том самом Г-1 и соседнем М-2. На их долю приходится более 16% всех самостроев в Дагестане, включая другие крупные города, вроде Каспийска и Буйнакска.
"Все участники хаоса довольны"
Проблема самостроев и незаконно возведенных домов актуальна для всей Махачкалы вне зависимости от районов, отмечает много лет работающий в городе журналист из Дагестана (мы не указываем его имени из-за репрессивного закона о "нежелательных" организациях). Проблемы связаны не только с нарушением строительных стандартов – но и с базовыми параметрами строений: плотностью застройки, этажностью – как это произошло с 16-этажным домом на Гапцахской, по бумагам имеющим лишь девять этажей, продолжает он.
"Практика узаконивания квартир в таких домах через суд успешно продолжается и сейчас: конечно, уменьшился масштаб, но механизм продолжает работать. Есть свежие случаи, когда построенный на тротуаре частный дом был узаконен решением суда. При всем этом, на мой взгляд, в случае в Гапцахской больше вины газовых служб. Последствия их недоработок наблюдаются и в "законных" домах", – отмечает он.
Застройщики умывают руки, жильцы через суд регистрируют недвижимость, Минстрой рапортует о новых квадратных метрах – все участники хаоса довольны
Утечки газа в Махачкале – не редкость. Достаточно сказать, что в день аварии на Гапцахской еще один взрыв газа произошел в магазине сотовой связи на улице Шамиля. Пострадали четыре человека, трех из них – госпитализировали в тяжелом состоянии. Причиной стала утечка на подземном газопроводе, сообщили в Минэнерго республики.
В декабре в районе центральной мечети на улице Абубакарова в Махачкале взорвался газ в многоквартирном доме, пострадал один взрослый и 7-летний ребенок. Однако самым громким случаем за последний год стал взрыв на автозаправке на трассе "Кавказ" в поселке Новый Хушет 27 сентября. В результате трагедии погибло 13 человек, в том числе двое детей – более двух десятков жителей были ранены. Вскоре на месте аварии обнаружили три незарегистрированные газовые трубы.
Главная проблема незаконного строительства в Дагестане и Махачкале в частности – в том, что говорить о ней, "проверять, контролировать и не допускать" чиновники начинают только после трагедии, отмечает общественный деятель из республики на условиях анонимности.
"Как-то незаметно для всех застройщики умывают руки, а жильцы этих квадратных метров через суды и комиссии регистрируют и узаконивают свою недвижимость. Минстрой ежегодно рапортует об увеличении построенных квадратных метров в сравнении с прошлым годом. Ресурсоснабжающие организации подключают эти дома и квартиры, попутно зарабатывая на всем этом. В итоге все участники этого хаоса довольны", – объясняет он.
На самого разного рода коммунальные проблемы жители Гапцахской и соседних улиц жаловались постоянно: из многоквартирного дома, который фактически на семь этажей выше зарегистрированного на бумаге, не успевали вывозить мусор, электричество отключалось из-за нагрузки на сеть, а упомянутая в иске жителей микрорайона хаотичная и бесконтрольная застройка время от времени опадала на улицы – повреждая собой в том числе газовые трубы.
"Город в итоге таких действий несет колоссальную нагрузку на инфраструктуру: на сети, транспорт, социальные учреждения, которых не хватает", – резюмирует собеседник.
- В 2023 году в Дагестане завели уголовное дело в отношении чиновников администрации Махачкалы, которые незаконно выдали разрешения на строительство жилого комплекса. Разрешения, согласно официальной версии, были выданы в 2015 году. Должностные лица изменили вид использования земельного участка, в итоге под строительство было задействовано более 15 тысяч квадратных метров.
- В сентябре 2023 года в поселке Семенедер в Махачкале из-за взрыва газа загорелся пятиэтажный жилой дом. Площадь пожара составила около 600 квадратных метров. Очевидцы сообщали о жильцах, заблокированных в доме и просивших о помощи. Позднее Минэнерго республики сообщило, что дом был несанкционированно подключен к газу.
- В апреле 2024 года в частном жилом доме в городе Избербаш в результате взрыва газа пострадали три человека – мальчик семи лет утром умер от ожогов в больнице, сообщили в Минздраве республики. Глава республики Сергей Меликов назвал возможной причиной произошедшего нарушение правил безопасного обращения с газовым оборудованием и потребовал "прекратить игру со смертью".
Форум