Минздрав Северной Осетии закрыл 2017 год очередным сокращением. На этот раз в целях экономии под срез попало одно из ведущих отделений не только республики, но и страны – эндоурология. В год здесь проводилось порядка 400 закрытых операций на мочевыводящих путях.
Пока отделение просто прекратило функционировать. Как заверил министр здравоохранения Северной Осетии Михаил Ратманов, оно вновь заработает, но уже на базе общей урологии республиканской клинической больницы.
Курс на укрупнение подведомственных учреждений министр взял практически сразу после прихода в должность. То, что возможно - оптимизировал, а то, без чего никак не обойтись – постарался объединить. Например, в регионе существенно сократилось число районных родильных отделений. Хотя все для родовспоможения в них имелось, а где-то даже недавно проводился ремонт.
На стадии реализации находится другое детище чиновника: централизованная лаборатория. В перспективе все лаборатории Северной Осетии закроются. Вместо них появится одна большая. Но самой масштабной чисткой можно по праву назвать кадровую. В одном отделении могли сократить всего пару коек, но уволить добрую половину персонала. Вся нагрузка легла на оставшихся медиков, при этом их зарплаты не выросли.
Что касается эндоурологии, то отделение открылось в 1991 году и практически сразу стало одним из передовых. Тогда для него был приобретен аппарат для дистанционного дробления камней в почках и эндоскопическое оборудование. Невиданная по тем временам роскошь. В те годы, чтобы вытащить камень из почек, практиковали большой полостной разрез, а в Северной Осетии уже начали использовать малоинвазивные вмешательства, то есть закрытые операции, не требующие разреза. Тот факт, что в регионе сложилась мощная урологическая служба, доказывает и статистика летальности в отделении. Не говоря уже о признании ведущих специалистов страны. Они регулярно приезжают в республику, чтобы перенять опыт коллег.
«Работа отделения приостановлена. От этого страдают пациенты. У нас по урологии регион эндемичный и много больных с различными заболеваниями мочевыводящих путей. Что им делать? Мы зарабатывали неплохие деньги для больницы, были отделением-донором. За каждый пролеченный нами случай из средств ОМС больница получала от 40 до 70 тысяч рублей», - рассказывает «Кавказ.Реалии» бывший заведующий отделением эндоурологии Анатолий Тебиев.
Министр здравоохранения Ратманов комментирует свои действия, как всегда, кратко. Ссылается на то, что подобные службы объединяют везде и это положительный опыт, который никак не скажется на пациентах. Немного иного мнения придерживаются медики.
«Это - единственная достойная служба, выстроенная правильно, профессионально и успешно, конкурирующая по уровню оказания помощи с центральными, профильными клиниками страны. И это не громкие слова, а отзывы российских коллег-профессионалов. Имея такой высокий уровень патологий в урологии, как у нас, мы должны не уплотнять, а расширять службу вплоть до отдельного республиканского урологического центра», - выразил свое мнение в беседе с нами сотрудник одной из больниц, пожелавший не упоминать своего имени, так как не уполномочен беседовать с прессой.
Скандалы вокруг Министерства здравоохранения Северной Осетии происходят регулярно. Врачи возмущены происходящими реорганизациями и кадровыми перестановками. Несколько раз они пытались устроить бунт, но их попытки гасились. Самый массовый протест был при смене главного врача одной из ведущих больниц республики. Но людям четко дали понять, что их слушать никто не собирается. В результате многие высокопрофессиональные медики были вынуждены покинуть республику и уехать на заработки в другие регионы. А после назначения главным врачом местной поликлиники молодого человека, не имевшего диплома, о несостоятельности кадровой политики Михаила Ратманова стало известно всей стране. Однако министр до сих пор в должности.