Истекает срок в два месяца, который администрация Дагестана дала жителям Новолакского района на выселение.
Проблема Новолакского района уходит в 1944 год, когда чеченское население на Северном Кавказе было депортировано в Среднюю Азию. Сразу после выселения чеченцев Ауховский район Дагестана был упразднен, часть его территории с двумя большими чеченскими селениями Акташ-Аух (Ленинаул) и Юрт-Аух (Калининаул), в которые переселились аварцы из горных районов, была передана соседнему Казбековскому району, а оставшийся кусок был переименован в Новолакский район. В него переселили лакцев. Так, земли чеченцев-аккинцев заселили аварцы и лакцы. В 1957 году чеченцы начали возвращаться, актуализировался вопрос возвращения им домов.
Теперь же лакцы должны покинуть район.
Но выселить новолакцев окончательно не получается.
Комиссия по вопросам реабилитации и переселения лакского населения периодически рапортует об успехах – сколько домов построено, сколько сдано в эксплуатацию, сколько людей переехало в новое жилище. Но выселить новолакцев окончательно не получается.
29 ноября республиканское правительство постановило – два месяца на переезд. Если в течение двух месяцев жильцы не освободят свои дома, говорили чиновники, они исключаются из списка, а их жилище предоставляется другим переселенцам.
Два месяца пролетели, а жители на том же месте. Причин этого более чем достаточно.
«На каком основании людей собираются выселить? Это мой дом. Как его отберут? Должен быть как минимум суд», - удивляется глава Лакского национального совета Амучи Амутинов. Ранее он был вице-премьером дагестанского правительства - на протяжении восьми лет курировал переселение из Новолакского района.
Экс-чиновник напоминает, что лакцы в свое время оставили жилье в горах и переселились в Новолак, где были землянки. Многие построили себе там новые дома, сейчас это их собственность.
29 ноября республиканское правительство постановило – два месяца на переезд.
Сейчас же они согласились покинуть Новолак, потому что власти обещали создать пригодные жилищные условия и рабочие места. Ни один пункт до сих пор не выполнен.
Также по закону положены средства для обустройства на новом месте (плюс оплачивается транспортировка). Этот вопрос, говорит глава лакского совета, тоже не решен.
Есть и куда более существенные проблемы. Например, многие до сих пор стоят в очереди на заселение. «Когда-то было обещано 3300 домов – и этого хватило бы, если бы переселили в течение трех лет, - продолжает собеседник «Кавказ.Реалии». - Но прошло 3, 5, 10 лет. По разным данным, около тысячи человек имеют право на жилье».
С денежными компенсациями за дома, которые люди сами построили в Новолакском районе, тоже туго – на словах обещают, но законодательно не прописывают, в бюджет не закладывают.
Он настаивает, что лакцы не будут выезжать, пока им не дадут компенсацию.
Большие вопросы у лакцев к потенциальному месту проживания (переселенцы называют его не иначе как пустырем): «В Новолакском районе одно ореховое дерево может обеспечить целую семью. Здесь ничего такого не растет – нет плодородной земли, производить нечего».
Он настаивает, что лакцы не будут выезжать, пока им не дадут компенсацию: «Об этом надо рассуждать, с точки зрения закона и экономической выгоды для переселенцев».
Власти, к слову, не отрицают неисполнения этих требований. Так, по словам главы комиссии по восстановлению Ауховского района Магомедали Магомедалиева, более тысячи из запланированных к строительству домов не сданы. Те же, кто переехал, испытывают «некоторые неудобства, связанные с получением коммунальных услуг». Также не все из них получили причитающиеся субсидии и пособия.
Дагестанский общественный деятель Казихан Курбанов констатирует, что процесс переселения не завершен, и «в ближайшие годы все останется в таком же вялотекущем виде».
Курбанов констатирует, что процесс переселения не завершен, и «в ближайшие годы все останется в таком же вялотекущем виде».
Он полагает, что власти не заинтересованы в решении данного вопроса, поскольку там крутятся большие деньги (каждый раз выбиваются дополнительные бюджетные деньги для решения проблемы).
Эксперт, как и Амутинов, напоминает, что изначально чиновники планировали управиться за три года, переселив 3300 хозяйств (более 10 тысяч человек). Однако программу растянули на 25 лет - за это время образовались новые семьи, которым нужны отдельные от родителей дома.
По последним данным, количество хозяйств возросло до 4000, а число людей увеличилось до 14 тысяч. «Теперь требуется еще 3-4 миллиарда рублей на строительство домов и 2-3 миллиарда - на инфраструктуру», - добавляет он.