Резонансные происшествия в разных концах мира, связанные с северокавказцами, каждый раз поднимают вопрос о проблемах адаптации горцев в новых странах и о том, насколько они готовы принять культуру мест, где они осели. Между тем миграция северокавказцев – явление не сегодняшнего дня. Её история исчисляется веками.
Массовое переселение горцев на Восток
Одна из самых крупных диаспор на сегодня – черкесская (адыгская) – преимущественно проживает в Турции. Меньшие по численности диаспоры живут в ближневосточных и европейских странах, а также в США.
Северокавказские диаспоры в Турции сформировались в результате так называемого мухаджирства, вызванного итогами Кавказской войны во второй половине XIX века, когда сотни тысяч людей устремились в Османскую империю. Абсолютным большинством эмигрировавших горцев были черкесы, однако кроме них за рубеж массово уехали абхазы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, осетины, ногайцы, карачаевцы и балкарцы.
Черкесская община, с нуля начавшая жизнь в новых местах, смогла не просто выжить, но и крепко встать на ноги. Её представители надолго стали неотъемлемой частью политической и культурной элиты Османской империи и позже – современной Турции.
Впрочем, жители Северного Кавказа уезжали в эмиграцию не только по политическим мотивам. К примеру, в начале ХХ века мотивом для большой группы осетин, покинувшей родину по экономическим причинам и перебравшейся в США и Канаду, стал поиск работы.
Следующая крупная волна беженцев с Северного Кавказа была спровоцирована историческими событиями периода развала Российской империи и утверждения советской власти в 1917–1920 гг. Все, кто противостоял большевикам, вынужденно эмигрировали – кто в Турцию, кто в страны Европы. Речь вновь идёт о десятках тысяч северокавказцев, от безысходности покинувших свой регион.
Видными представителями горской эмиграции стали черкесы – маршал Фуад-паша Тхуго, писатель и драматург Ахмед Мидхат Хагур, ученый и просветитель Айтек Намиток и политик Пшемахо Коцев. Из числа дагестанцев – Гази Мухаммад-паша, сын имама Шамиля, генерал-лейтенант османской армии. Среди осетин – Мусса Кундухов (генерал турецкой армии), Бекир Сами-бей (министр иностранных дел), чеченцев – Шевкет-паша, Шахин-Бей, абхазов – Рауф-Бей (премьер-министр) и Шараф Абаза в Сирии и многие другие.
Потомки мухаджиров
В современное время черкесов в Турции прославляли физик Кортан Ахмет Рефика, писатель Ахмед Мидхата (Хагуров), тысячи политиков и деятелей культуры, оставивших заметный след в истории страны. Стоит отметить чеченского историка и писателя Тарика Кутлу и этнографа Эрола Йылдыра, осетина – общественного деятеля Садреттина Кусова, абхазов – инженера Омару Беигуа и директора Кавказского научно-исследовательского фонда в Анкаре Мухеттина Гечбу.
В Сирии к началу 2000 года проживало свыше 30 черкесов с ученой степенью доктора наук. Среди них историк Ахмед Уасфи Закария, инженер Ратиб Стас, доктор медицинских наук Ахмед Бакир. Также известны депутаты сирийского парламента Изеддин Дугуж, политик и дипломат Омар Фахри (Тлеуж) и многие другие.
В Иордании чеченская и черкесская общины, со времен независимости, всегда имели политический вес и находились в окружении короля. Личная охрана монарха была сформирована из черкесов, за чеченцами и черкесами с давних времён закреплены два места в Парламенте Хашимитского Королевства.
Черкесскую общину Иордании прославили ставший премьер-министром страны Саид аль-Муфти, генерал Исмаил Ануар-Мухаммед, министр Усман Дияб Юсеф, дипломат и военный Ауни Мудар и др.
Известные чеченцы в Иордании – дивизионный генерал Ахмед Арслан Алаудин и единственный в истории королевства дважды герой, Рима Арслан – первая женщина-посол Иордании в Новой Зеландии (2010 г.) и Канаде (2017 г.), инженер Саид Бено, поэт и композитор Абдалла Джунейд Мухаммед Раис, скульптор Хашим Асендар Гордло.
Северокавказские "мухаджиры" в Европе
В 70–80-х годах ХХ века в поисках работы и на учёбу в Европу стали переезжать северокавказцы из Турции и стран Ближнего Востока.
В США живут и активно проявляют себя черкесские организации, большинство из которых сосредоточены в районе Нью-Джерси и Нью-Йорка. В основном это потомки турецких и сирийских черкесов, переселившихся в эту страну после Второй мировой войны. Десятки черкесов служат в полиции, работают врачами, сотрудниками в структурных подразделениях ООН, на Уолл-Стрит в Нью-Йорке и т.д.
В различных европейских странах действуют также ингушские и черкесские диаспоры. Один из самых популярных политиков черкесского происхождения в Европе – министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир. В этой стране функционирует и черкесский научно-исследовательский центр, переселенцы трудятся врачами, инженерами и активно участвуют в политической жизни, представляя разные партии.
Военные действия в Чечне в начале XXI века подвигли чеченцев к массовому исходу в зарубежные страны.
На сегодня крупные чеченские диаспоры имеются в большинстве европейских государств: во Франции – 67 тыс. человек, в Германии – около 50 тыс., в Австрии – порядка 30 тыс., в Бельгии – свыше 20 тыс., в Норвегии – свыше 15 тыс., в Польше – около 10 тыс. Более маленькие диаспоры существуют и в других странах Европы.
Чеченские общины в Великобритании и в США в большей степени сформировались за счет бизнес-элиты и обучающихся в этих странах студентов, хотя, безусловно, есть и те, кто нашел там приют в качестве просителя статуса беженца. Немало чеченцев переселились в Канаду.
Молодое поколение чеченцев всецело интегрируется и претендует на своё достойное место в новом для них обществе: это депутат немецкого бундестага Белла Бах, депутат в городском совете в Бельгии Адам Исаев, руководитель городского округа в канадском Торонто Адлан Тарамов, врачи, адвокаты и многие другие, получившие образование за рубежом и начавшие там свою карьеру.
Действуют многочисленные ассоциации, фонды и центры, стремящиеся содействовать сохранению языка и традиций среди подрастающего поколения. Общеевропейская структура – Ассамблея чеченцев Европы, возглавляемая Асланом Муртазалиевым, – становится все более заметной общественной организацией, занимающейся содействием в решении самых разных вопросов, связанных с диаспорами.
Адаптация или ассимиляция
Старшее поколение чеченцев, черкесов и других диаспор всерьез обеспокоено сохранением идентичности своих детей и внуков. Они боятся "растворения" в общей массе иноязычной культуры своих потомков. По этой причине создаются воскресные школы в Париже, Ницце, Страсбурге, Берлине, Вене и в других городах. В этих школах учат традициям и пытаются наладить более тесные контакты с исторической родиной, чтобы молодежь чувствовала себя ее частью.
Теракты во Франции, аресты в Австрии, убийства в Германии, нападения в Швеции невольно заставляют задаваться вопросом: нет ли проблем с интеграцией у беженцев?
Чешский политолог, научный директор пражского Института международных отношений, эксперт по Кавказу Эмиль Аслан, долгое время занимающийся исследованием чеченской проблематики, в беседе с Кавказ.Реалии отмечает: не стоит утверждать, что чеченцы и другие выходцы из Северного Кавказа испытывают проблемы с адаптацией в Европе.
"Моё общее впечатление от бесед с чеченской молодёжью свидетельствует о чувстве благодарности европейцам за то, что они приютили их и их родителей, бывших беженцев, спасавшихся от российско-чеченских войн. Но для части чеченцев возникли проблемы: из-за некоторых особых культурных норм (кодекс чести, возмездие за обиды, отказ от сотрудничества с властями, самопомощь) и экстремистской интерпретации ислама", – говорит политолог.
Профессор Брюссельского Открытого университета Одд Мерлин, автор многочисленных работ по Чечне, в беседе с Кавказ.Реалии обращает внимание, что многие чеченцы интегрировались очень хорошо, будучи преисполнены благодарности принимающим их странам. Но, по ее мнению, следует учесть, что некоторые до сих пор имеют последствия травм, полученных в результате двух войн в Чечне. Пережитое насилие, после которого люди не получили должного лечения, медицинской и психологической реабилитации, иногда приводит к неадекватному поведению пострадавших.
"Необходимо отметить, что определенная напряженность или недопонимание омрачают процесс интеграции. Они могут быть связаны с важностью обычных кодексов при урегулировании конфликтов. Например, действия чеченцев во французском Дижоне в июне 2020 года, которые отправились вершить правосудие собственными руками, чтобы компенсировать то, что они считали недостатком в работе французской полиции. Такого рода действия наносят ущерб имиджу чеченцев. Этот эпизод послужил поводом для возрождения воинственных образов чеченцев в глазах простого обывателя", – полагает Одд Мерлин.
Вопрос о гендерных отношениях, по словам Мерлин, иной раз также сталкивается с непониманием со стороны чеченцев, придерживающихся традиционных представлений. Также, уверена профессор, важно не этнизировать социальные взгляды.
***
Чеченцы в Европе не забывают и о политической ситуации в России. Так, например, перед зданием Совета Европы в Страсбурге 9 октября прошел митинг представителей чеченской диаспоры из нескольких стран Евросоюза. Они развернули специально заказанный 50-метровый флаг сепаратистской Ичкерии, призвав обратить внимание на нарушения прав человека в Чечне.
В начале сентября на площади Шварценбергплац в Вене у мемориала в честь воинов советской армии прошло памятное мероприятие, приуроченное к 30-летию провозглашения независимости сепаратистской Чеченской республики Ичкерия.
19 сентября в центре Вены прошел массовый митинг, организованный представителями чеченской диаспоры в Австрии. Участники митинга заявили о нелегитимности выборов главы и парламента Чечни.
Перед российскими посольствами и консульствами в Вене, Варшаве, Брюсселе, Берлине, Осло и Берне 4 октября прошли протестные пикеты представителей чеченской диаспоры с требованием прекратить практику похищения родственников политических оппонентов и критиков главы Чечни.
Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии.