Турция все чаще отказывает в предоставлении ВНЖ и выдворяет граждан России из страны: значительное число депортированных – уроженцы Северного Кавказа. Каких-то особых критериев, позволяющих выделить группу "нежелательных лиц", нет: под раздачу может попасть и журналист, и "подозрительно" выглядящий человек, отмечают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
"Обращались как с преступниками"
"Мои родственники недавно летели в Мекку транзитом через Стамбул, и это стало причиной того, что они не смогли совершить хадж", – рассказывает жительница Ингушетии Мадина. По ее словам, перелет был с пересадкой, и при смене аэропорта семерых человек задержали и депортировали обратно в Россию, не дав им возможности добраться до Мекки.
"А ведь хадж – это обязанность мусульманина, а Турция – страна, где живут мусульмане. В аэропорту никаких объяснений родственникам не предоставили, просто купили билеты и отправили назад", – продолжает она.
Другая жительница Ингушетии – Фатима – сообщила, что она вместе с мужем и ребенком в ноябре 2022 года летала в Стамбул из Северной Осетии. Их задержали в аэропорту, проверили телефоны и почти сутки держали запертыми в каком-то помещении.
Ребенок плакал от голода, и нам приходилось упрашивать их дать нам хотя бы кипяток для детской смеси
"Ребенок плакал от голода, и нам приходилось упрашивать их дать нам хотя бы кипяток для детской смеси. Обращались как с преступниками! За сутки дали по бутерброду, и была вода в кулере в помещении. Все! Ничего не объясняли: паспорта и некоторые вещи из ручной клади были у них. Проверяли телефоны: галерею, аудиозаписи, сообщения. При этом их мнения разделились: часть работников аэропорта считала, что повода нас не пропускать нет, а другая – настаивала на депортации", – вспоминает она.
В итоге Фатиму с мужем и ребенком депортировали в Махачкалу – тогда же выслали еще восемь жителей Дагестана. Собеседница предоставила редакции справку, выданную ей в администрации аэропорта. В документе со ссылкой на внутренний закон об иностранцах и международной защите указано, что Фатиме запрещен въезд в страну по соображениям общественной безопасности. В нем также говорится о праве подать на апелляцию в течение 60 дней в стране гражданства или в административный суд в Турции.
Алихан из Ингушетии – один из немногих, кто подал такой иск и добился отмены депортации. Он рассказал, что проживал в стране на законных основаниях, имел вид на жительство и бизнес, но, несмотря на это, был подвергнут высылке вместе со своим трехлетним сыном, когда возвращался из поездки в Россию.
Ему запретили въезд на пять лет с обоснованием, что он может представлять угрозу для турецкого государства и общества. При этом жена и еще один ребенок Алихана оставались в Стамбуле, но, пока шли судебные тяжбы, они сами покинули страну. После отмены решения о депортации семья в Турцию еще не возвращалась, но планирует.
Неблагонадежные?
В тематических группах и пабликах живущих в Турции северокавказцев нередко можно встретить сообщения о депортации. Каких-то особых критериев для высылки нет. Пограничники отлавливают случайных пассажиров, следующих из республик Северного Кавказа, допрашивают, проверяют содержимое смартфонов, рассказывают участники чатов. Есть сообщения и о запрете на въезд в Турцию со стороны грузинской сухопутной границы. Встретилось и единичное упоминание о высылке из турецкого аэропорта гражданина Бельгии – он родом из Ингушетии.
"Пишут что депорт на пять лет, но по факту он пожизненный. Люди меняют паспортные данные – одну или две буквы в имени или фамилии – и заезжают снова", – пишет одна из участниц группы.
Чаще других "отлавливают" женщин в черных хиджабах или мужчин с густой длинной бородой, делится дагестанский блогер из Турции Эльдар Иразиев.
"Людей исламской наружности, бородатых и в черных одеждах, заводят, ковыряются в телефонах, увидят какой-то нашид (мусульманское песнопение. – Прим. ред.) или что-то и могут депортировать", – говорит он. Блогер советует не "кучковаться" в аэропорту, не носить черную одежду и выбирать для въезда не Стамбул, куда едет большинство кавказцев, а Анталью или другой туристический город.
Рискуют подвергнуться высылке не только уроженцы Северного Кавказа, но и в целом люди с российскими паспортами, утверждает живущий в Турции востоковед Руслан Сулейманов: "Примерно с декабря прошлого года участились отказы в ВНЖ россиянам, а затем и вовсе начались отказы во въезде".
Например, в конце мая 2023 года журналистке "Популярной политики" Ирине Аллеман на 5 лет запретили въезд в Турцию. Сама журналистка связывает это решение с ее репортажем о выборах президента этой страны. Решение о запрете на въезд было подписано за день до признания Аллеман "иноагентом" в России.
"Мы не знаем, какие договоренности есть между Москвой и Анкарой, но очевидно, что, например, между спецслужбами есть какие-то контакты по этому поводу. Наверняка российская сторона передает туркам какие-то списки условно "неблагонадежных россиян", – считает Сулейманов.
При этом эксперт не исключает, что религиозность тоже может выступать фактором для депортации – людей могут отслеживать по соцсетям. Однако он отмечает, что таких случаев в Турции гораздо меньше, чем в России: "Сейчас, когда Эрдоган пошел на сближение с Египтом, в стране усилилось давление на "братьев-мусульман". Вероятно, под горячую руку попадают все иностранцы, кто так или иначе ведет религиозный образ жизни, независимо от наличия связей с какими-то движениями или группировками".
Под горячую руку попадают все иностранцы, кто так или иначе ведет религиозный образ жизни
На первом месте в списке депортируемых из Турции россиян остаются кавказцы: жители Чечни, Дагестана, Ингушетии, делится своими наблюдениями сотрудник Центра гуманитарных и социальных исследований в Стамбуле Мохьмад Ахиядов.
"Среди этих кавказцев есть те, кто имеет в Турции свой бизнес и недвижимость, а также вид на жительство. Есть много случаев, когда человека выслали лишь потому, что пограничнику не понравился его внешний вид. Турецкая сторона боится наплыва людей с непонятными для них религиозными течениями", – так описывает ситуацию собеседник.
ВНЖ и россияне
Нельзя сказать, что Турция – закрытая к мигрантам страна. Здесь действует программы упрощенного получения вида на жительство или гражданства. Кроме того, гражданская война в Сирии в 2011 году привела к потоку беженцев в Турцию, а после аннексии Крыма в 2014 году крымские татары имеют возможность получить здесь бессрочный вид на жительство. После полномасштабного вторжения России в Украину и последовавшей за ним мобилизации граждане РФ заняли первое место среди получивших вид на жительство в Турции – их около 150 тыс. человек. Всего в 2022 году в Турцию въехало более 5 млн человек из России, в том числе туристы и студенты.
Все эти факторы привели к резкому скачку цен на покупку и аренду недвижимости и росту антииммигрантских настроений, перечисляет главный редактор турецкого издания Ajans Kafkas и автор исследований о Северном Кавказе Юсуф Тунчбилек.
"Главным образом рост ксенофобии связан с экономическим фактором", – считает он. Он отмечает, что ксенофобия, которая была популярна среди маргинальных националистов, в последние 3–4 года распространилась и на более широкую публику и от этого в той или иной степени пострадали и кавказцы.
"Но в целом враждебные настроения касаются выходцев из Африки – к кавказцам, украинцам, туркам-месхетинцам и другим этническим группам в Турции относятся положительно", – поясняет Тунчбилек. По его мнению, решение турецких властей о депортации кавказцев не связано с какими-то ксенофобскими причинами.
Османская империя, а потом и Турция традиционно с симпатией встречали мигрантов, напоминает он. Мусульмане мигрируют сюда из-за политического давления, которое они испытывают в России, полагает эксперт: "Для них Турция является неким продолжением Османского государства – страной, где свободно исповедуется ислам. Понятно, что люди, иммигрировавшие с Кавказа, очень любят и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Но когда они приезжают сюда, оказывается, что они столкнулись не с той страной, которую представляли себе изначально".
Отношения с Москвой
Политика Турции в отношении кавказцев регулируется исходя из отношений с Москвой, убежден сотрудник Центра гуманитарных и социальных исследований Мохьмад Ахиядов: "Когда между двумя странами взаимодействие портится, кавказцы в Турции начинают чувствовать себя как дома, а при хороших отношениях между Турцией и Россией у кавказцев начинаются проблемы".
Россияне, в частности туристы – это немалая статья доходов турецкого бюджета
В то же время другие собеседники редакции не склонны драматизировать нарастание рисков и масштабы высылки из страны.
"Я не думаю, что Турция пойдет на радикальное изменение политики в отношении россиян, включая выходцев с Северного Кавказа, – считает востоковед Руслан Сулейманов. – Все же россияне, в частности туристы – это немалая статья доходов турецкого бюджета. И отказываться от нее никто не собирается. Скорее, это пробные, демонстративные шаги со стороны Анкары в пользу Москвы. Но я полагаю, что этим все и ограничится. Массовых депортаций, на мой взгляд, ожидать не стоит".
- В июне 2023 года во втором туре Реджеп Эрдоган был переизбран президентом Турции, при этом международные наблюдатели от ОБСЕ не признали состоявшиеся выборы полностью честными и свободными, указав на предвзятость и давление на избирателей. В Турции живет многочисленная северокавказская диаспора – редакция Кавказ.Реалии поговорила с выходцами из региона о том, как их может затронуть то, что Эрдоган остается на очередной срок.
- Массовое переселение (мухаджирство) народов Северного Кавказа в Османскую империю в XIX веке приняло массовый характер в последние годы Кавказской войны (1817–1864 гг.) и сразу после ее окончания. Сотни тысяч черкесов и десятки тысяч представителей других этнических групп были вынуждены покинуть свои дома. Этот процесс был настолько массовым, что властям Османской империи пришлось создать специальные комитеты по решению проблем новых переселенцев. Их было так много, что Стамбул обратился к Российской империи с просьбой ограничить выезд северокавказцев: в 1860-е годы общая численность только переселившихся черкесов приближалась к полумиллиону.
Форум