На траурном митинге в Махачкале горожане вспоминали аварию на Чернобыльской АЭС, которую ликвидировали и дагестанцы. Чиновники произносили дежурные речи о том, что республика не забудет своих героев. Спикеры, правда, не стали рассказывать присутствующим о том, что государство сокращает расходы на санаторно-курортное лечение ликвидаторов.
А ведь все, с кем общался корреспондент "Кавказ.Реалии", жаловались на то, что уже лет пять не могут получить путевку в здравницу.
Кто не чернобылец, тот отдыхает
По словам Шахбана Гаджиева, заветное направление на отдых достается единицам. Мужчина утверждает, что их места занимают "левые" люди – кто палец порезал, а кто ногу вывихнул.
"А мы, инвалиды, последние нервы тратим на выбивание несчастной путевки", - возмущается собеседник.
Расстраивает происходящее и лидера махачкалинского Союза "Чернобыль" Салиха Исмаилова. "Те, кто все же пробился в санаторий, рассказывают, что там лечатся в основном ингуши и чеченцы (по 25-30 человек)", - говорит он.
Когда Москве указывают на эту несправедливость, получают ответ: "Дагестан сам по себе курорт, вот и отдыхайте дома".
Денег нет, настроение так себе
Глава городского Центра по оказанию помощи чернобыльцам (действует при главной клинической больнице) Патимат Исаева заверила корреспондента "Кавказ.Реалии", что конкретно от нее мало что зависит. Путевками она не заведует.
Однако собеседница согласилась объяснить, почему чернобыльцев в здравницы посылают со скрипом. "Дело в том, что многие из них после водных и массажных процедур теряют сознание, переутомляются, - рассказала она. – Перед отправкой в санаторий врач на месте должен выписать рекомендацию, гарантировав, что пациентом все будет хорошо".
Впрочем, и после рекомендации путевки получают далеко не все, поскольку денег нет. Нет, не у Владимира Путина, а в казне.
Ни ордена, ни лекарств
Махачкалинке Майе Рязаповой, также выступившей на митинге, больно, что за минувшие 32 лет никто из Союза "Чернобыль" не вспомнил о ее прикованном к постели отце, ликвидаторе аварии на АЭС.
За все это время он, в отличие от своих товарищей, не получил ни ордена, ни лекарств… А ведь у пожилого мужчины диагностирована онкология.
Патимат Исаева отбивалась, утверждая Рязапова ни разу к ним не обращалась. Майя в свою очередь заявила, что даже не знала о существовании Центра по оказанию помощи чернобыльцам.
В 1986 году дагестанец Абулмуслим Алиев служил в Украине, как только случилась чернобыльская авария, его отправили на место катастрофы. Сегодня он получает в разы меньше, нежели другие ликвидаторы.
"Сумма наших выплат составляет 9-10 тыс. рублей в месяц, в то время как ликвидаторам из гражданских начисляют по 60, а то и по 100 тыс. рублей. Это несправедливо", - не скрывает досады он.
Алиев даже дошел до депутата Госдумы Николая Панкова, который не смог его обнадежить. Признал лишь, что "программа госфинансирования ликвидаторов Чернобыльской АЭС сильно урезана".