Вхождения Южной Осетии в состав России так и не произошло в 2017 году, а вот спикеру парламента республики неожиданно удалось стать президентом этой территории.
Президентские выборы 9 апреля в Южной Осетии закончились сюрпризом. Частично признанная территория на Южном Кавказе проголосовала не за действующего президента Леонида Тибилова, а за спикера парламента Анатолия Бибилова. Официальная Москва вновь оконфузилась, так как почти до самого дня выборов поддерживала кандидатуру Тибилова на пост президента маленькой южнокавказской республики.
В то же время, не раз анонсированный референдум о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации, так и не состоялся в 2017 году. Впрочем, даже без формального вхождения в состав России Южная Осетия продолжила "сдачу" своего, и без того ограниченного, государственного суверенитета России. К примеру, республика практически полностью лишилась своей армии. Власти распустили одну часть военнослужащих по домам, а другая часть вошла в состав российских войск.
Новый президент Южной Осетии Анатолий Бибилов неоднократно заявлял о своем желании "воссоединить" бывшую грузинскую автономию с Россией. В конце года он опять подтвердил свое желание, но в этот раз сослался на то, что Южная Осетия должна поддерживать сепаратистские образования в Украине ЛНР и ДНР, ответственность за которых де не позволяет южнокавказской республике ставить вопрос о вхождении в состав России. Эксперты посчитали, что Бибилов подал сигнал о том, что вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России может быть закрыт на ближайшие годы.
Причина закрытия вопроса вряд ли заключается в желаниях или нежеланиях руководства и населения республики. Понятно, что этот вопрос реально решается в Москве, а не в Цхинвали. У российских властей существуют, как минимум, две причины для того, чтобы воздержаться от поглощения Южной Осетии. Во-первых, если открыто поглотить Южную Осетию, ее уже никак нельзя будет использовать в качестве "морковки" в переговорах с Грузией. Несмотря на то, что Россия признала независимость Южной Осетии после российско-грузинской войны августа 2008 года, теоретически сохраняется возможность вывода российских войск с этой территории и передачи контроля над территорией Грузии. Во-вторых, в случае открытого поглощения Россией Южной Осетии, Москве могут грозить дополнительные санкции Запада. Ценность присоединения маленькой территории на Кавказе для России скорее всего будет несопоставима с потерями от новых ограничений.
К концу года Россия и Грузия приблизились к подписанию транзитного соглашения, которое касается как Абхазии, так и Южной Осетии. Если соглашение будет подписано, то в качестве нейтральных специалистов на пограничных пунктах между РФ и Абхазией, а также между Россией и ЮО расположатся специалисты по мониторингу грузов из швейцарской компании SGS. Транзит потенциально сулит определенные доходы Южной Осетии, но пока трудно предсказать дальнейшее поведение главных сторон этого соглашения – Грузии и России.