Глава Чечни Рамзан Кадыров продолжает биться за хиджаб – теперь не с российскими политиками, а в европейскими. Возмущение Кадырова вызвало решение Европейского суда, отказавшегося признать дискриминацией увольнение сотрудницы одной бельгийской компании. Девушка лишилась работы, так как не согласилась снимать хиджаб.
"Несколько дней назад Европейский суд юстиции принял позорное постановление, позволяющее работодателям запрещать сотрудникам ношение хиджабов и иных предметов одежды, указывающих на принадлежность человека к какой-то религии. Фактически речь идёт о скрытой войне, объявленной религиям", - утверждает Кадыров.
"По их мнению, ограничение религиозных свобод постепенно приведёт к отказу молодёжи исповедовать религию. Я уверен, что мусульмане Европы скажут решительное «Нет!» попыткам наложить полный запрет на их религиозные права! Если никогда и не носили хиджабы, теперь будут появляться в них на работе, в университете, обществе", - взывает глава Чечни, упоминая неких "бесполых существ" и нацистскую Германию. Европа, по его мнению, видит религию своим главным врагом.
Реплика Кадырова была на ура воспринята сотнями подписчиков, возмущенных тем, что в ЕС запрещают носить хиджабы. Но появились и здравомыслящие люди, которые попытались объяснить, что ничего подобного не произошло. А что, собственно, произошло?
Запрет на ношение религиозной атрибутики был официально прописан в документах организации.
14 марта Европейский суд вынес постановление по двум обращениям женщин, потерявших работу из-за отказа снять хиджаб. Первый эпизод произошел в 2006 году в Бельгии: секретарь Самира Ашбита была уволена из охранной компании, так как ее внешний вид не соответствовал внутреннему уставу фирмы. Запрет на ношение религиозной атрибутики был официально прописан в документах организации, что и стало причиной для увольнения Ашбиты. Женщина подала иск в Европейский суд, обвинив работодателя в дискриминации.
Суд дискриминации не нашел и вынес решение, что работодатель в праве запретить сотрудникам ношение хиджаба, если таковое предписано внутренними документами. Именно это решение возмутило Кадырова.
Также Европейский суд вынес решение по другому делу – об увольнении сотрудницы французской компании Асмы Буньяуи в 2009 году. Женщину уволили из-за жалобы клиента, недовольного тем, что Буньяуи приехала на встречу в хиджабе. Женщина также обвинила работодателя в дискриминации. Суд подтвердил, что работодатель не имел права увольнять сотрудницу из-за жалобы клиента, связанной с ее внешним видом. Это решение Европейского суда оставлено Кадыровым без внимания.
Правда оказалась на стороне женщин в хиджабах – но это не столь привлекательно для политического пиара.
Своим громким словом Кадыров, по сути, мутит воду - закон, запрещающий "символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность" в образовательных учреждениях, был принят во Франции в 2004 году. В 2011 году в той же стране был принят закон, запрещающий сокрытие лица в общественных местах. В ряде европейских стран также действуют законы, регулирующие ношение религиозной атрибутики в общественных учреждениях.
Так что решение суда ЕС по делу Буньяуи даже можно трактовать как определенную победу – теперь французским мусульманам есть на что указать работодателю, если тот затребует снять хиджаб из-за пожеланий клиента. Правда оказалась на стороне женщин в хиджабах – но это не столь привлекательно для политического пиара, как бельгийский прецедент.
Облегчит ли протест Кадырова участь проживающих в ЕС мусульманок, которым придется (если того требует устав компании) ходить на работу без хиджаба? Маловероятно. Зато в глазах исповедующих ислам россиян Кадыров снова доказывает свой статус главного борца за права мусульман – не только на территории России, но и во всем мире. Битва за хиджаб, в которой Кадыров идет во главе тяжелой артиллерии, направлена на закрепление за ним этого статуса.
На уровне России эта битва, считай, уже выиграна – не так давно Кадыров с легкостью заткнул за пояс министра образования Ольгу Васильеву. Она заявила, что хиджабу не место в школе. У мало информированной в этих вопросах Васильевой не было ни единого шанса против Кадырова. Более того – глава Чечни благодаря ее непрофессиональной реплике получил отличный шанс выйти (не без одобрения администрации президента) на большую политическую сцену и убедиться, что он там единственный исполнитель роли защитника прав российских мусульман.
История секретаря из Бельгии дает Кадырову возможность пойти дальше – продемонстрировать свою "заботу" о европейских мусульманах, годами борющихся за право оставаться теми, кто они есть.
В самой же Чечне, как мы знаем, сотрудницы любых крупных организаций не имеют возможности выбора – на работу им всегда придется ходить в платке, независимо от вероисповедания.