Дискуссия о праве на ношение религиозной атрибутики в учебных заведениях перешла на новую стадию. Ситуация обострилась после того, как в татарском селе Белозерье в Мордовии от учителей потребовали перестать носить платки и хиджабы. В противном случае увольняться.
Министр образования Ольга Васильева сослалась на решение Конституционного суда, согласно которому «хиджабу, подчёркивающему национальную принадлежность, не место в школе». Московская чиновница сочла этот вопрос решенным.
Но не посчитал его таковым глава Чечни Рамзан Кадыров. Он пустил в ход тяжелую артиллерию – напомнил в инстаграме о 28-й статье Конституции РФ, гарантирующей свободу совести и вероисповедания. Политик обвинил Васильеву в навязывании обществу своего личного мнения.
«Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают»
«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают», - отрезал Кадыров.
Муфтий Чечни Салах Межиев назвал запрет на ношение платков в учебных заведениях ущемлением прав человека. Высказался и глава парламента Чечни Магомед Даудов, по словам которого местные депутаты «незамедлительно инициируют принятие такого закона в многонациональной Чеченской Республике, при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы».
Кремль отказался комментировать ситуацию, зато обозначили свою позицию в СПЧ. Глава комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Евгений Бобров фактически согласился с Даудовым, признав необходимость закона, позволяющего разрешить ношение платков «в тех субъектах, где это принято и издавна практикуется».
«И Васильева, и Кадыров являются приверженцами одной и той же бесчеловечной точки зрения. Оба считают, что они как представители власти светского государства имеют право определять, как одеваться людям»
Член СПЧ, руководитель Комитета против пыток Игорь Каляпин не удивлен молчанием Кремля, который «находится в замешательстве», ведь Васильева, по его мнению, «сказала глупость».
Вмешательство в ситуацию Кадырова легко объяснимо, отмечает собеседник «Кавказ.Реалии»: глава Чечни позиционирует себя защитником мусульманских ценностей и вообще мусульман всего мира. Но под этим порывом заступничества скрывается куда более важный момент. «И Васильева, и Кадыров являются приверженцами одной и той же бесчеловечной точки зрения, - уверен эксперт. - Оба считают, что они как представители власти светского государства имеют право определять, как одеваться людям». Васильева, уточняет правозашитник, считает, что она имеет право запрещать хиджабы, а Кадыров – что он имеет право предписывать ношение хиджабов.
«Давайте еще для каждого субъекта напишем свои законы. В одном хиджабы запретим, в другом - носки. И гражданин России, переезжая из одной республики в другую, переодеваться будет».
«То есть они придерживаются одного мнения – что это не право граждан», - отмечает Каляпин.
Законодательная инициатива Даудова кажется главе КПП излишней: «Давайте еще для каждого субъекта напишем свои законы. В одном хиджабы запретим, в другом - носки. И гражданин России, переезжая из одной республики в другую, переодеваться будет».
Каляпин, как и Кадыров с Даудовым, ссылается на 28-ю статью Конституции, а также на 125-й ФЗ, ведь «там все написано». Он убежден, что человек сам определяет, что ему носить: «Ни региональному царьку, ни умному министру это решать».
Напомним, в Чечне действует строгий дресс-код для сотрудниц всех госучреждений. Женщины обязаны ходить на работу в платках и в закрытой одежде, брюки недопустимы. Другие республики СКФО подобным дресс-кодом не ограничены.