В Украине сотни выходцев из российских республик Северного Кавказа включены в список лиц, подлежащих санкциям. Официально ограничительные меры направлены против воров в законе и криминальных авторитетов. Но фактически страдают от них просители убежища и даже те, кто получили вид на временное или постоянное проживание в стране.
Санкционный список на утверждение президенту Украины подавал Совет Национальной безопасности и обороны(СНБО) – совещательный орган при главе государства. Но формировать его есть полномочия только у спецслужб. Санкции предусматривают лишение иностранцев права на банковские транзакции, операции с землей и недвижимостью, участие в приватизации, а также отмену решений о пребывании на территории страны.
По закону Украины "О санкциях" ограничительные меры носят исключительно временный характер. Тем не менее, многим попавшим в список СНБО объявлено о бессрочном запрете на въезд в Украину. Уроженцев Северного Кавказа, угодивших в список, начали задерживать сотрудники полиции практически через день после публикации документа на сайте Президента Украины.
"За мной давно следили"
Кандидатов на выдворение по несколько часов удерживают в отделениях полиции, требуя подписать согласие на добровольный выезд из страны. Времени на сборы дают до трех суток. В случае отказа обещают принудительное выдворение немедленно без решения суда, что запрещено законом. В ряде случаев миграционная служба принимала решение о лишении права на проживание в стране. Но немало и таких, когда человека высылают из страны, оставляя действующий вид на жительство.
Постоянно машина ездит за мной, несколько раз были "маски-шоу" в моей квартире и в офисе по совершенно надуманным поводам
Дагестанец Шамиль, который попал в первую волну задержаний вместе с сыном-студентом, живет в Украине много лет, имеет постоянный вид на жительство. Шамиль считает, что спецслужбы давно готовили его выдворение.
"У меня постоянный вид на жительство. Его не аннулировали, просто привезли в участок и дали три дня на сборы. Сын в этом году заканчивает университет. В разговоре такие детали моей повседневной жизни они упоминали, что нет никаких сомнений – за мной давно следили, телефоны прослушивались", – считает собеседник.
Впрочем, в списке СНБО есть и кавказцы с украинскими паспортами. Коррупционные связи многим "авторитетам" позволяют обзавестись настоящими украинскими документами. Но дагестанец Аслан Мирзоев – гражданин Украины с момента провозглашения независимости государства от СССР.
"Я был в шоке, когда увидел, что в санкционном списке меня назвали гражданином Российской Федерации. Я никогда им не был, советский паспорт поменял на украинский 30 лет назад", – заявил Мирзоев в комментарии Кавказ.Реалии.
Для него санкции обернулись блокировкой банковских счетов фирм, учредителем которых он является. Мирзоев убежден, что включение его фамилии в санкционный список – результат многолетней работы украинских спецслужб.
"Я уже три года чувствую на себе пристальное внимание. Прилетаю из Дубая – по несколько часов не пропускают через границу, постоянно машина ездит за мной, несколько раз были "маски-шоу" в моей квартире и в офисе по совершенно надуманным поводам. На официальные запросы моих юристов – никаких внятных объяснений. Дошло даже до того, что сына задерживали на моей машине, перевернули ее вверх дном, ничего не объяснив", – рассказал украинский бизнесмен дагестанского происхождения.
Мирзоев добавил, что уже несколько лет не может посетить родные места, проведать родственников – его не пропускают через украинско-российскую границу пограничники РФ.
"Надругательство над правом"
Особая категория преследуемых – добровольцы чеченского батальона имени шейха Мансура. Его командир Муслим Чеберлоевский в комментарии Кавказ.Реалии отметил, что в частных разговорах его собеседники из спецслужб объясняют санкции в отношении бойцов ошибкой исполнителей, а также наличием уголовных дел.
"Обещали, что высылать не будут, проведут расследование в Украине. Но пока это на уровне разговоров", – отметил Чеберлоевский.
По его словам, незадолго до объявления санкций полиция повторно вручила обвинительное заключение бойцу Салману Сайнароеву.
"Салман по явно сфабрикованному делу об ограблении магазина просидел год в СИЗО, ничего не доказали. Теперь вот пытаются реанимировать то дело. Нашего начальника штаба Муслима Идрисова привлекают за незаконное хранение оружия, когда-то изъяли ствол у него", – добавил комбат.
Он говорит, что еще двое чеченцев из списка – бывшие бойцы, они покинули батальон несколько лет назад. Чеберлоевский отмечает, что санкции в отношении батальона – не первый недружественный шаг со стороны украинских властей.
"Мы помним экстрадицию наших бойцов Тимура Тумгоева в Россию, и Руслана Акиева – в Молдову", – заявил собеседник-комбат.
Он убежден, что санкции – это продуманная, хорошо спланированная акция против чеченских добровольцев. Подтверждением этой версии, по его мнению, является информационная кампания по дискредитации подразделения.
Одно из пророссийских интернет-изданий сразу после объявления санкций опубликовало материал, в котором утверждается, будто бойцы батальона и его командир контролируют контрабанду через линию разграничения в Донбассе, а также сотрудничают с российскими спецслужбами и квазигосударственными образованиями на востоке страны. При этом издание ссылается на анонимный источник в МВД Украины.
Это попытка зачистить Украину от антироссийски настроенных чеченцев и заменить их подконтрольными Москве
"Несколько лет назад российские СМИ утверждали, что нас прислал в Украину и вооружил по последнему слову техники Запад. Теперь мы уже сотрудничаем с ФСБ. Пора бы авторам провокаций как-то определиться", – иронизирует командир чеченских добровольцев.
Начальник штаба батальона Муслим Идрисов и еще двое выходцев из Чечни обжаловали включение в санкционный список в суде. Киевский адвокат Станислав Красник отмечает, что пока рано говорить о результативности таких действий.
"Это первая попытка массового выдворения через механизм включения в санкционный список", – указал он, комментируя решение СНБО.
Адвокат считает, что наряду с действиями в судах необходимо добиваться политического решения проблемы через внесение изменений в указ президента. Такие изменения уже имели место, заметил Муслим Чеберлоевский.
"Из него исчезли фамилии тех, кого мы считаем связанными с российскими властями. Это попытка зачистить Украину от антироссийски настроенных чеченцев и заменить их подконтрольными Москве", – уверен командир добровольцев.
Правозащитник Борис Захаров отмечает, что попытки выяснить авторство санкционного списка, а значит, и ответственных за нарушение прав включенных в него пока не дали результата: "СБУ и МВД кивают друг на друга".
В комментарии для Кавказ.Реалии Захаров напомнил, что возвращение просителей убежища и получивших такой статус в страны происхождения запрещено Конвенцией о статусе беженцев. Правозащитник назвал введение санкций "надругательством над правом", которое имеет признаки перехода к директивному управлению государством и узурпации власти. Решением нынешней ситуации он считает отмену указа главы государства о санкциях.
Кавказ.Реалии направил официальный запрос в Службу безопасности Украины с просьбой прокомментировать правовой аспект задержаний и депортаций уроженцев Северного Кавказа на территории страны, однако ведомство так и не ответило.