В 2020 году киевское издательство "Zалізний тато" выпустило две книги на украинском языке, посвященные двум лидерам независимой Ичкерии – Джохару Дудаеву и Аслану Масхадову. Это происходит на фоне непрекращающегося с 2014 года вооруженного конфликта против пророссийских сепаратистов на востоке Украины.
И Дудаева, и Масхадова российские власти считают террористами. Оба были убиты по приказу из Москвы: Дудаев – в 1996 году, Масхадов – в 2005-м. Впрочем, не все в мире разделяют позицию Кремля. Так, на днях депутат Европарламента Раса Юкнявичене заявила, что имя первого президента сепаратистской Чеченской республики ассоциируется у нее со словом "свобода", что возмутило российское посольство в Литве.
О причинах внимания "Zалізний тато" к чеченской теме рассказал Кавказ.Реалии основатель издательства – активист и философ по образованию, участник войны в Донбассе Дмитро Савченко. Он поведал нам об особенностях читательской аудитории издания, предвзятости местных чиновников к кавказцам, а также "национальном взрослении" Украины, пытающейся преодолевать советское мировоззрение.
– Как возникла идея издания книги Джохара Дудаева, что послужило импульсом?
Украинцы должны протянуть руку поддержки чеченцам и всем другим народам, ведущим борьбу с российским империализмом
– Это была давняя мечта. В Украине, к сожалению, мало знают об этом выдающемся деятеле. Мы как издательство решили приложить максимум усилий для ликвидации стереотипов относительно чеченцев. Их сформировала российская пропаганда в сознании украинцев. Навязанный из Москвы миф о славянском братстве должен быть разрушен, а украинцы должны протянуть руку поддержки чеченцам и всем другим народам, ведущим борьбу с российским империализмом. Эти книги – часть нашего "информационного джихада". Среди украинских националистов есть те, кто всегда сочувствовал борьбе чеченцев, а есть и другие. Мы поставили себе цель сформировать у националистов способность сопереживать борьбе этого народа.
В основе книг – авторские тексты Джохара Дудаева и Аслана Масхадова. Мы взяли за основу высказывания Дудаева, которые публиковались раньше и доступны в сети. Эти интервью мы отредактировали, перевели на украинский язык, скомпоновали под одной обложкой, и вышла книга "Рыцарь свободы" Джохара Дудаева. В ней есть фото, которые раньше не публиковались. Помогала в работе над книгой вдова генерала Алла Фёдоровна Дудаева.
Вторая книга – "Честь дороже жизни" Аслана Масхадова. В ней часть текстов о самом Аслане Алиевиче. Основная часть – это программа, с которой он шёл на президентские выборы в 1997 году, мы перевели её на украинский, Анзор Масхадов (сын Аслана Масхадова. – Ред.) написал предисловие.
Книги эти актуализуют тему преступлений России против чеченского народа, которую сегодня украинцы воспринимают не отстранённо, как раньше, а через призму войны, которую Москва ведёт против Украины последние шесть лет.
– Ваши традиционные читатели – люди с преимущественно правой, консервативной, националистической идеологией. Книги о лидерах ичкерийского сопротивления адресованы им или все-таки целевая аудитория шире?
– Могу утверждать, что, выпустив эти книги, мы вышли за рамки нашей традиционной аудитории. Они интересны и центристам, и либералам. Самые разные читатели покупают. Хотя, конечно, основной читатель – это люди с правыми взглядами.
– В реализации издательских проектов важна ваша личная позиция как активиста и издателя. Как вы считаете, Украина может сегодня быть союзницей кавказцев, прежде всего из республик Северного Кавказа, в их противостоянии российской экспансии? Ведь Украина разная: есть просоветски, пророссийски настроенные у нас, есть и исламофобы.
– Украина устала от того, что ее представляют пророссийские силы. Украина проходит этап национального взросления, люди избавляются от условной советской оптики. Думаю, что наше издательство делает все, чтобы исключить возвращение старых, просоветских, пророссийских взглядов.
Мы представляем украинский дискурс через конкретные личности. Это Сашко Билый (Александр Музычко) и Олег Челнов – украинцы, удостоенные в Ичкерии звания "Герой нации" за участие в первой чеченской войне, Анатолий Лупинис – ветеран диссидентского движения, неоднократно посещавший Грозный во время первой чеченской войны, Мустафа Джемилев (один из лидеров крымско-татарского национального движения. – Ред.). Они контрастируют с теми, кто сидит в прокурорских и судейских кабинетах с советских времен, а ведь есть и такие. Поэтому прошедшая перезагрузку Украина вполне может быть союзником кавказских народов.
Люди, далекие от националистического движения в Украине, которые после 2014 года стали активно участвовать в событиях здесь, теперь понимают, что наш союзник – не Россия, а наши братья и партнеры – народы Кавказа. Мы в одних окопах, и нам нечего делить. Народы, живущие на территории от Балтийского до Черного моря, от литовцев на севере до турок на юге, объединяет приверженность консервативным ценностям, и религиозные различия не могут быть препятствием для взаимодействия.
– У чеченцев много групп с разными взглядами на будущее Чечни. Стоит ли нам в Украине вмешиваться во внутричеченские дела?
– Не думаю, что мы вмешиваемся. Я пока не встречал чеченцев, которые считают Джохара Дудаева негативным героем. Возможно, с теми, кто так считает, мы находимся в различных информационных плоскостях. Не сталкивался пока с негативной реакцией, пока местные чеченцы только благодарили за эти книги. Все, с кем приходилось говорить, отмечали, что это – цементирование хороших отношений между нашими народами.
– Кроме того, что украинцы и чеченцы ведут вооруженную борьбу за свою независимость от России, что еще общего у наших народов?
Украине хоть как-то помогают, есть санкции невыразительные, а чеченцев откровенно "слили"
– И мы, и чеченцы столкнулись с крайне вялой поддержкой со стороны западных государств. Постоянные заявления об "озабоченности" свидетельствовали, что Запад длительное время был не готов включаться в поддержку и защиту Украины. А чеченцы оказались в информационной, финансовой и гуманитарной изоляции. Украине хоть как-то помогают, есть санкции невыразительные, а чеченцев – небольшую мужественную нацию, которая решилась противостоять России, – откровенно "слили". Это ошибка. Надеюсь, со временем там появится понимание: российскую агрессию надо будет рано или поздно остановить навсегда. А украинцы, чеченцы да еще грузины уже сейчас делают пусть маленькие, но реальные шаги для обуздания этого "геополитического гопника".
– Вы согласны с утверждением, что украинцы до 2014 года имели представление о борьбе чеченцев из российского телевизора?
– Отчасти это так. Но… На инаугурации президента Ичкерии Аслана Масхадова в 1997 году присутствовала парламентская делегация Украины, там были известные украинские политики. Напомню о бойцах подразделения УНА-УНСО "Викинг", которые воевали против российской армии в Чечне. Особая история – деятельность бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица, который создал в этом городе благоприятные условия для чеченцев. По-разному можно к нему относиться, но это факт. Деятельность популярного чеченского барда Имама Алимсултанова связана с Украиной, а именно с Одессой. И в то же время значительная часть пророссийски настроенных украинцев являются жертвами информационной войны, которую ведет Россия против наших народов. Едва ли у них есть какие-то обоснованные претензии к чеченцам, это просто продукт российской информационной войны.
– На стороне Украины воюют уроженцы Кавказа, включая чеченцев и ингушей. Некоторые приехали из комфортной Европы и жертвуют своими жизнями и здоровьем. Есть в Украине понимание важности этой помощи и адекватная оценка смелости и жертвенности этих людей?
– Думаю, что такое понимание у украинцев есть. Достаточно посмотреть, сколько городов присвоили своим улицам имена национальных героев чеченского народа. Это такой показатель важный. Примечательно, что у нас нет подразделений западноевропейцев, там понятней позиция России, в которой у Запада коммерческие интересы. При этом два подразделения чеченцев воевали на стороне Украины.
– Как вы объясните тот факт, что Киев до сих пор не выполнил свое обещание предоставить гражданство добровольцам, которые защищали страну от российской агрессии? Речь конкретно о чеченцах и представителях других кавказских народов.
– Я объясняю это предвзятостью чиновников к кавказцам и значительным количеством российских агентов влияния в украинских официальных структурах. Как ни крути, в нашем госаппарате остается много людей, симпатизирующих России, которые практикуют тихий саботаж в ее интересах.
– Важным критерием успешности издательского проекта является коммерческая составляющая. Что можете сказать об этих двух книгах?
– Я считаю, что у украинской аудитории очень большой потенциал в плане интереса к ичкерийской теме и вообще к теме кавказского сопротивления. Книги весьма неплохо продаются на общенациональных электронных платформах, начали сотрудничество с одной из самых известных сетей книжных магазинов, книга Джохара Дудаева будет на полках книжных магазинов в крупнейших украинских городах. Из этого я делаю вывод о популярности наших изданий не только у простых читателей, но и у менеджеров по закупкам в сетях книжных магазинов. И это показатель коммерческого успеха.
Я не брал деньги на издание книг о Дудаеве и Масхадове из средств издательства, а вложил в них то, что заработал своими руками в Европе. И не жалею об этом. Потому что речь идет о миссии, мы проложили такой мостик к нашим кавказским братьям. Ну и это не какие-то убыточные в коммерческом смысле книги. Будут дополнительные тиражи, уже есть договорённости с книжными сетями.
***
В России, к слову, публикация книг на непровластную тематику становится делом небезопасным. На днях в Москве был арестован глава издательства исламской литературы "Умма", уроженец Чечни Асламбек Эжаев. Следствие обвиняет его в финансировании терроризма: якобы он организовал сбор средств для запрещённой в России террористической группировки "Исламское государство". На самом деле, отмечает адвокат Эжаева, эти деньги были платой от оптовых покупателей за книги. Ранее в России был признан экстремистским один из томов русскоязычного перевода толкования Корана, изданный "Уммой".
В целом положение мусульман в России вызывает опасения и за рубежом. Так, в апреле США внесли страну в "черный список" из-за гонений на верующих, среди которых отмечена уязвимость приверженцев ислама. А по данным Центра анализа и предотвращения конфликтов, мусульмане из уроженцев Северного Кавказа наиболее подвержены дискриминации в российских колониях.
На фоне такого положения дел на родине немало кавказцев стремятся получить убежище в Украине. Однако, как писал Кавказ.Реалии, миграционная политика страны в отношении выходцев из этого региона вызывает опасения.