Утром 15 марта ставропольский губернатор Владимир Владимиров объявил об отставке регионального правительства и начале масштабной антикоррупционной экспертизы по каждому из членов кабмина. Поводом стало уголовное дело о взятке в отношении заместителя председателя краевого правительства Александра Золотарева. За неполные семь лет руководства краем команду Владимира Владимирова регулярно сотрясают громкие скандалы. Вполне возможно, что новое правительство края обновит формат и избавится от ряда "несменяемых" чиновников, уверены эксперты.
В аэропорту Ставрополя силовики задержали пытавшегося покинуть регион 47-летнего вице-премьера Александра Золотарева. По версии Следственного комитета, он вместе с главой краевого Минстроя Алексеем Когарлыцким, который обвиняется по семи коррупционным делам, в 2017–2019 годах получал деньги от подрядчика при строительстве нескольких медицинских учреждений. По ходатайству следствия вице-премьер помещен под арест на два месяца.
После того как новость о задержании с кадрами оперативной съемки разошлась по федеральным СМИ, губернатор Владимиров объявил об отставке всего правительства. Теперь все его члены работают с приставкой "исполняющий обязанности".
"Решение о том, кто войдет новый состав краевого кабмина, буду принимать только после проведения в отношении каждой кандидатуры антикоррупционной проверки правоохранительными органами, – заявил губернатор. – Со всеми у нас заключены соглашения о сотрудничестве, и проведение такого большого антикоррупционного аудита будет важным опытом партнерства".
Антикоррупционные заклинания
В постановлении №109 "Об отставке членов правительства Ставропольского края и исполнении ими обязанностей", подписанном Владимировым 15 марта, все выглядит немного не так. В списке отправленных в отставку только восемь заместителей председателя правительства, о 15 министрах речи не идет.
Никаких пакетных назначений и увольнений в нашей стране не предусмотрено, они существуют только в парламентских республиках
Мотивируя отставку, губернатор ссылается на статью 35 "Устава Ставропольского края", согласно которой глава региона принимает решение об отставке правительства.
Политолог Александр Кынев указывает на правовую неоднозначность такого решения, назвав заявление Владимирова "чистым пиаром, не имеющим никакого юридического смысла".
"Согласно российскому законодательству, все назначения чиновников производятся персональным указами в отношении каждого из них отдельно. Никаких пакетных назначений и увольнений в нашей стране не предусмотрено, они существуют только в парламентских республиках, где парламент утверждает или увольняет правительство по вотуму недоверия", – заявил собеседник Кавказ.Реалии.
Кынев повторяет, что решение об отставке является лишь "заявлением на публику" и "заклинаниями", при этом главы субъектов не впервые используют такой прием.
"То же самое в свое время делал Гайзер в Коми (Вячеслав Гайзер возглавлял Коми в 2010–2015 годах, приговорен к 11 годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве, взятках и легализации преступных доходов. – Прим. ред.) под выборы заявил, что увольняет все правительство, а после выборов утвердил его в том же составе. Возможно, такой шаг Владимиров делает перед сентябрьскими выборами в Госдуму и Думу Ставропольского края. Никаких пакетных назначений и увольнений быть не может", – подытожил Кынев.
Семь дел – не предел
Уголовное дело в отношении ставропольского вице-премьера лишь одно из многих других антикоррупционных расследований в крае. Вот самые яркие и резонансные из них.
В 2015 году при получении миллиона рублей был задержан министр образования и молодежной политики Василий Лямкин. Он требовал от директора Кисловодского техникума "откат" в размере четырех миллионов рублей от полученных по целевой программе 19 миллионов. В итоге экс-министр получил семь с половиной лет колонии строгого режима и штраф в десятикратном размере взятки.
Это вынужденный шаг в контексте пристального внимания федерального центра к Северному Кавказу в целом и Ставропольскому краю в частности
В 2019 году уголовное дело о мошенничестве было возбуждено в отношении предыдущего вице-премьера Ставрополья – министра экономического развития Андрея Мурги. Чиновник, до этого бывший депутатом Госдумы от "Единой России", обвиняется в присвоении 3,5 миллиона рублей, выделенных на доработку сайта по продвижению ставропольской продукции. Мурга скрылся в Испании, которая чуть было не экстрадировала его по запросу России. В конце 2020 года Национальная судебная коллегия Испании, несмотря на протест прокуратуры, отказалась высылать высокопоставленного ставропольчанина.
Бывший глава Минстроя Ставропольского края Игорь Васильев уже успел отбыть наказание, вышел на свободу и даже получил хорошую должность. Промышленный районный суд Ставрополя в октябре 2019 года приговорил чиновника к пяти годам колонии за злоупотребление полномочиями – доказано, что министр использовал механизм введения режима чрезвычайной ситуации, чтобы заключать контракты на ремонт дорог с аффилированными компаниями без процедуры торгов. Во время процесса СМИ обсуждали роскошный особняк семьи Васильевых. Учитывая отбытые во время следствия месяцы в СИЗО, экс-министр в декабре 2020 года вышел на свободу и успел трудоустроиться – СМИ сообщают, что он получил пост советника директора государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Стававтодор", подчиняющегося министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края – ведомства, которым несколько лет и руководил Васильев.
Но бесспорным рекордсменом стал бывший министр архитектуры и строительства Ставропольского края Алексей Когарлыцкий: на него возбуждено уже семь дел, и расследование еще продолжается. Местные СМИ не случайно назвали экс-министра "королем откатов".
За время руководства Владимира Васильева фигурантами уголовных дел также становились первый заместитель министра экономического развития Ставропольского края Елена Кильпа, первый заместитель министра строительства Андрей Лазуткин, гендиректор госпредприятия "Корпорация развития Ставропольского края" Заур Абдурахимов. В списке есть и представители губернатора в территориальных округах, и главы муниципалитетов, чья деятельность за последние годы также заинтересовывала силовиков.
Вернутся не все
"Отставки региональных правительств, не связанные с назначением губернаторов, происходят очень редко. На Северном Кавказе можно вспомнить разве что только Ингушетию, где Махмуд-Али Калиматов отправил в отставку региональный кабмин в январе 2020 года, – отмечает в комментарии Кавказ.Реалии руководитель аналитического центра "Акценты" Антон Чаблин. – Думаю, шаг для Владимирова, однозначно, вынужденный. Теперь самое главное, что волнует всех без исключения наблюдателей, – каким будет новый состав кабинета. Сейчас обсуждается несколько сценариев".
Собеседник предположил и такое развитие событий: по его данным, один из рассматриваемых вариантов – разделение губернаторского функционала путем возвращения существовавшей до 2007 года должности председателя регионального правительства. Такая схема управления – с главой и премьер-министром – существует во всех республиках Северного Кавказа.
Это будет своеобразный "девятый вал", который смоет губернаторскую команду
"Вторая задача – проведение не только антикоррупционных проверок в отношении вице-премьеров, но и проверка их профессиональных возможностей. Очевидно, что правительству Ставрополья требуется радикальное омоложение (двум вице-премьерам – Николаю Великданю и Юрию Скворцову – в этом году исполняется по 65 лет, первому заместителю председателя Ивану Ковалеву – 70 лет), а также перераспределение обязанностей. Необходим профильный вице-премьер по социальной политике, полномочия которого были перераспределены между другими зампредами в октябре 2019 года после отставки Кувалдиной", – говорит Чаблин.
Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Ставрополе Геннадий Косов считает неверным отношение к отставке правительства как к элементу пиара губернатора Владимирова.
"Скорее всего, это своего рода вынужденный шаг в контексте пристального внимания федерального центра к Северному Кавказу в целом и Ставропольскому краю в частности. У него не было другого выхода, как отправить в отставку правительство и связать исчезновение приставки и.о. с антикоррупционной проверкой. Нужно отдать должное его команде, которая смогла преподнести эту ситуацию общественности в выгодном им свете: решительные шаги губернатора по искоренению коррупции в крае", – отмечает эксперт.
Пока что сложно говорить о том, все ли отправленные в отставку чиновники вновь займут места в правительстве, добавил Косов. По его словам, если кто-то не вернется на свои места, это будет означать, что он так или иначе был замешан в коррупционных схемах и опять породит волну сомнений в кадровой политике, которую проводил губернатор.
"В том случае, если вернутся все, а через время разразится очередной коррупционный скандал, это будет своеобразный "девятый вал", который смоет губернаторскую команду", – подытожил представитель Фонда развития гражданского общества.