В 2020 году в Ставропольском крае продолжались преследования активистов и журналистов, открывались уголовные дела против чиновников и разгорались споры из-за строительства 75-километровой дороги на Кавминводах. О главных итогах года – в нашем материале.
Обыски, угрозы и аресты
В 2020 году на Ставрополье продолжилось преследование активистов и независимых журналистов. У журналистки Анны Дарган прошел обыск: ее заподозрили в авторстве "фейков" о коронавирусе в телеграм-канале "Политика 09". Со ссылкой на собственные источники в больницах и Минздраве этот канал публиковал цифры по смертности от ковида в Карачаево-Черкесии, которые кратно превосходили те, что предлагала официальная статистика. Дарган заявила, что просто читала посты канала и ничего туда не писала, но силовики все равно изъяли у нее всю технику. Чтобы ее забрать, журналистке, которая страдает редким заболеванием спинного мозга и передвигается на коляске, пришлось ехать в Карачаево-Черкесию.
Примерно в это же время из-за преследований властей 21-летний ессентукский активист Рональд Айрапетян уехал из региона. После одиночных пикетов против "Единой России" ему начали поступать угрозы. По словам активиста, в подъезде его подкараулил неизвестный с ножом и потребовал "не выходить с плакатами против Путина". На следующий день Айрапетян перебрался в Краснодарский край.
В декабре преследованию подвергся работающий в Чечне адвокат из Ставропольского края. В Чечне 71-летнего Сергея Маракова обвинили в хранении наркотиков. Его коллеги утверждают: дело сфабриковано из-за профессиональной деятельности защитника. Адвокатская палата Ставропольского края встала на сторону Маракова и заявила о нарушении его прав.
Уголовные дела и отчеты властей
В 2020 году по делу о вторжении отряда Басаева в Дагестан в августе 1999 года обвинение предъявили 48-летнему жителю Нефтекумского района Ставропольского края Батырбеку Юмартову. Его родные и односельчане утверждали: в Дагестане его тем летом быть не могло. Свидетель, на показаниях которого выстроено обвинение, заявил, что дал их под пытками. Осенью Верховный суд Дагестана признал Юмартова виновным в посягательстве на жизнь военнослужащих в составе группы Басаева и приговорил его к четырнадцати годам колонии строгого режима.
В самом же Нефтекумске власти отчитались об обнаружении двоих подозреваемых в подготовке терактов. Как заявляла ФСБ, они планировали "нападения на полицейских и теракты в местах массового скопления людей". Во время спецоперации одного из подозреваемых силовики убили, второй был задержан.
По делу о финансировании экстремистской группировки "Исламское государство" жительница города Михайловска получила шесть лет колонии, ее признали виновной в содействии незаконному вооруженному формированию.
Преследования Свидетелей Иеговы
В Ставропольском крае минувший год начался с преследований последователей Свидетелей Иеговы. Дело об участии в экстремистской организации возбудили в отношении девяти местных жителей. Как заявляло следствие, они проводили собрания в Невинномысске (это промышленный моногород в 50 километрах от Ставрополя), на которых "изучали экстремистскую литературу". Преследованиям Свидетелей Иеговы в Ставропольском крае предшествовало уголовное дело против верующих в Дагестане. В 2019 году там были арестованы четверо Свидетелей Иеговы.
На этом преследования верующих на Ставрополье не закончились: в августе к невинномысским Свидетелям Иеговы пришли с обыском, а 90-летнюю последовательницу учения Римму Ващенко внесли в список людей, причастных к экстремизму или терроризму, Росфинмониторинга.
Свидетелей Иеговы в 2017 году Минюст признал экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России. Правозащитный центр "Мемориал" назвал уголовные дела против Свидетелей Иеговы кампанией преследования верующих и признал фигурантов этих дел политическим заключенными.
Скандал вокруг мэра Георгиевска
В минувшем году в новостях Ставропольского края часто появлялся город Георгиевск – в основном из-за обвинений в адрес его мэра. В феврале в отношении Максима Клетина возбудили два уголовных дела: об угрозах и использовании фальшивого документа. У Клетина нашли поддельный диплом о высшем образовании, который он предъявил комиссии по отбору кандидатов на должность мэра. Дело об угрозах убийством открыли по заявлению местной жительницы Яны Дзюбы, она курирует на Ставрополье кинофестиваль "Новый взгляд". До предъявления официальных обвинений в сети появились интимные фото и видео из личного архива Клетина. Как предполагали собеседники Кавказ.Реалии, их кто-то специально слил в сеть.
В феврале мэра сняли с должности. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров уволил Клетина с формулировкой "за утрату доверия". Осенью к уголовным делам в отношении Клетина добавили обвинение в сокрытии иностранного гражданства. Это дело рассматривается в Георгиевском городском суде.
Коронавирус и локдаун
К концу года Ставропольский край занимал первую строчку по числу заболевших коронавирусом в Северо-Кавказском федеральном округе. Сообщения о первом зараженном в крае появились в середине марта. По словам губернатора, заразившийся приехал из-за границы. Как выяснилось через пару недель, первой заболевшей оказалась главный внештатный специалист по инфекционным болезням краевого Минздрава Ирина Санникова. В начале марта она отдыхала в Испании, а после возвращения на работу не самоизолировалась и отправилась читать лекции студентам медвуза.
Как и по всей России, в конце марта аэропорты Ставрополя и Минеральных Вод прекратили пропуск иностранцев. В одном из городов Ставрополья – Пятигорске – из-за резкого роста числа случаев коронавируса в апреле ввели карантин. В середине мая его сняли, оставив, впрочем, ограничения на въезд и выезд. Местные жители связывали рост заболеваемости с многолюдными свадьбами, которые, несмотря на запреты, в Пятигорске продолжили проводить и в пандемию.
Пятигорские медики, кстати, опубликовали видео, на котором, облачившись в костюмы инопланетян, исполнили куплеты про коронавирус. Этот ролик опубликовал у себя в инстаграме губернатор Ставрополья.
Резонансные ДТП
В сентябре инспектор ДПС по Предгорному району Ставропольского края попал в аварию и сбежал с места происшествия, бросив раненую пассажирку, которая ехала вместе с ним. В итоге ей помогали выбраться из разбитой машины другие водители.
Другое громкое ДТП произошло этим летом в селе Кочубеевское. В августе 16-летний подросток, не справившись с управлением машиной на проселочной дороге, сбил 15-летнюю девочку и скрылся с места аварии. Жители населенного пункта собрались на народный сход, на котором потребовали выселить из села семью ромов, членом которой был сбивший ребенка подросток. Обвиняемый арестован, а его родственники столкнулись с угрозами от односельчан.
Споры вокруг дорог на КМВ
В минувшем году на Кавминводах заявили о строительстве 75-километровой велотрассы, которая, по задумке авторов проекта, должна соединить Минеральные Воды, Лермонтов и Железноводск. Его стоимость оценили в три миллиарда рублей. Проект велотрассы обеспокоил экологов и местных жителей: они опасаются, что в результате стройки пострадают особо охраняемые природные зоны, а вместо прогулочных дорожек они получат трассу с ресторанами по бокам. Власти называют этот шаг "жизненно необходимым" для развития туризма в крае.
На этом фоне возобновились разговоры о строительстве трассы между Кавминводами и курортами Краснодарского края, которую собираются строить (но все никак не построят) еще со времен СССР. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров заявил, что "для решения всех вопросов, связанных со строительством дороги, прежде всего, экологических, нужно еще несколько лет".