Президент РФ Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности главы Дагестана генерал-полковника Сергея Меликова. Он должен будет бороться с коронавирусом, поддерживать культуру, развивать экономику и декриминализировать республику.
Претензий к предыдущему руководителю региона Владимиру Васильеву у администрации президента нет, а причиной его отставки стал возраст и проблемы со здоровьем, сообщал РБК. Пятого октября Путин провел видеоконференцию с Меликовым и Васильевым, на которой отметил достижения Васильева и напутствовал Меликова.
"Перед вами стояли очень сложные задачи, практически по каждому направлению вы продвинулись значительно вперёд. Я это чувствую, вижу. Надеюсь, что и людям это заметно", – сказал президент бывшему главе.
Обращаясь к Меликову, Путин отметил, что ему необходимо продолжить борьбу с коронавирусом, решать вопросы в сфере здравоохранения и образования. Он также призвал "настойчиво работать" над декриминализацией республики.
Справка: Сергей Алимович Меликов родился 12 сентября 1965 года в семье военнослужащего. Отец Алим Нур-Магомедович Меликов родом из Дагестана, по национальности лезгин. Сергей Меликов служил в структурах МВД. С 2011 по 2014 год командовал Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. С 2014 по 2016 год был полпредом президента на Северном Кавказе. С 2016 по 2019 год работал заместителем директора Нацгвардии Золотова. В 2019 году назначен сенатором Совета Федерации от Ставропольского края.
Редакция Кавказ.Реалии поинтересовалась у экспертов из региона, чего стоит ждать дагестанцам от врио главы республики, который имеет все шансы утвердиться на новом посту.
В приоритете у нового руководителя Дагестана будет исполнение федеральных программ и финансовая дисциплина, считает главред информагентства "Дербент" Милрад Фатуллаев.
"Во-первых, судя по тому, каким он был полпредом и какой у него послужной военный список, можно предположить, что он будет строго выполнять федеральные программы. Во-вторых, будет и строго исполнять бюджет. Финансовая дисциплина будет более жесткая, чем у Васильева, потому что у Васильева есть неосвоенные миллиарды", – предположил Фатуллаев.
В 2019 году Дагестан вернул Москве около 8 миллиардов рублей, предназначенных на программу социально-экономического развития. В этом году республика вновь не успевает освоить около 10 миллиардов.
Меликов не будет выбивать деньги из федерального бюджета и реализовывать дополнительные программы, кроме тех, которые уже работают, полагает собеседник. По мнению Фатуллаева, новому главе необходимо решать социальные задачи, например, завершить ликвидацию трехсменки в школах и повысить средний уровень зарплат.
Во времена полпредства, считает Фатуллаев, у Меликова не было возможности заметно влиять на события в Дагестане.
"Он был назначен полпредом, но ему не дали достаточно полномочий. По Чечне понятная ситуация: фактор главы республики Рамзана Кадырова серьезно сказывался. Несмотря на то что у них хорошие личные отношения, Кадыров работал напрямую даже не с правительством, а с президентом. Он позволял себе и критиковать вышестоящее руководство, что никак не сообразуется с этикой государственного служащего. В Дагестане примерно такая же ситуация сложилась, но она была связана с другой причиной. Это был экс-глава республики Рамазан Абдулатипов, который протежировался Вячеславом Володиным (в то время – первый замруководителя администрации президента. – Прим. ред.). Абдулатипов убирал одних коррупционеров и ставил других, а этих других потом Васильев зачищал. Меликов не мог влиять на Абдулатипова по Дагестану. У них были разногласия", – пояснил Фатуллаев.
Меликову также придется контролировать ситуацию с Азербайджаном, с которым Дагестан граничит на юге, так как этнические аварцы и лезгины следят за конфликтом в самопровозглашенном Нагорном Карабахе, потому что их соплеменники находятся по ту сторону границы, добавляет эксперт.
Человек с военным опытом сейчас необходим в Дагестане в связи с конфликтом в Карабахе, согласен политолог Ханжан Курбанов: "Судя по угрозе нарастания конфликта и эскалации напряженности в Закавказье, здесь нужен человек с хорошим военным опытом. Тем более что поступает информация, что в Карабах могут быть переброшены или уже переброшены силы ИГИЛ, что создаст дополнительное волнение у южных границ РФ со стороны Азербайджана".
Репутация Меликова среди дагестанцев, по словам Курбанова, пока не выстроилась в цельную картину и состоит из разрозненных элементов: силовик, лезгин, полпред.
"Да еще по сетям идет накрутка его православной конфессиональной принадлежности, – отметил Курбанов. – В целом нового врио воспринимают как непреклонного, сурового, настойчивого человека. Военный характер и опыт работы полпредом позволят ему, при приумножении васильевских результатов, стать неплохим главой республики. Расслабляться здесь нельзя, кланы не дремлют".
Меликов будет совершенствовать политику своего предшественника, считает главный редактор журнала "Дагестан" Магомед Бисавалиев. Будучи полпредом, Меликов часто приезжал в Дагестан как кризисный менеджер и исправлял ошибки исполнительной власти, вспоминает собеседник.
"Президент предельно ясно поставил задачи – борьба с коронавирусом и декриминализация республики. Я думаю, будут и общие социальные вопросы. Они стоят перед всеми главами. Кардинальных перемен не будет. Возможно, учитывая его колоссальный политический опыт, молодость и здоровье, он будет более эффективным, чем Васильев", – полагает Бисавалиев.
При Меликове борьба с криминалом будет продолжаться, но без радикальных мер, добавил собеседник: "Он уже знает дагестанские реалии. Все-таки опыт имеет и какое-то время находился в командировках в Дагестане, за всем наблюдал".
При Васильеве в Дагестане прошла большая зачистка в чиновничьих рядах.
Например, в феврале 2018 года временно исполняющий обязанности председателя правительства республики Абдусамад Гамидов, двое его заместителей и бывший министр образования республики Шахабас Шахов были задержаны по делу о хищениях. Гамидова и его зама Раюдина Юсуфова суд признал виновными в растрате более 40 миллионов бюджетных средств. В результате экс-премьер получил 6,5 лет колонии, его заместитель 5,5 лет, а экс-министр образования – 4,5 года.