На внешний вид и неподобающее поведение туристов жалуются жители Дагестана, заявили накануне в муфтияте республики. Его председатель Шамиль Алиханов призвал гостей "учитывать ментальность региона", а также "чтить традиции и устои места своего пребывания". Имеет ли право религиозная организация диктовать стиль одежды в субъекте светского государства и как подобные заявления повлияют на туризм в республике?
Что имел в виду муфтият?
В муфтияте Дагестана корреспонденту Кавказ.Реалий заявили, что более подробно описывать "подобающую" и "неподобающую" одежду не собираются.
"В этом обращении есть все, речь о неподобающем внешнем виде. Куда еще более конкретно? Вы что хотите, чтобы он описывал, какая должна быть одежда на человеке? Как вы себе это представляете? Неподобающий вид - он и есть неподобающий вид. Если вы пойдете на пляж, наверное, сами увидите", - заявил представитель пресс-службы духовенства.
Подобные обращения как руководство к действию не нужно воспринимать, советует начальник управления по делам религий министерства по нацполитике.
Муфтият никого не принуждает, а просто высказывает пожелание, а "дальше каждый решает сам, прислушиваться к нему или нет", добавил чиновник: "Муфтият обратился для сведения, для информирования граждан, они высказывают свое мнение. Это же не заявление, а просто обращение, оно ни к чему никого не обязывает".
Как это повлияет на туризм?
Туризм в Дагестане, как отмечают местные гиды, только начинает зарождаться. По их словам, подобные высказывания могут отпугнуть гостей и создать имидж ультраконсервативной республики.
"Непонятно, о каких ограничениях идет речь. Если завтра всех заставят в платьях купаться, то на море никто не приедет. Да и в целом, это создаст имидж чрезмерно консервативной республики, что может повлиять на остальной туризм в Дагестане. Я, как житель Дагестана, не согласен с такими ограничениями. У нас есть законы РФ, в соответствии с которыми мы живём", - говорит гид Алихан Гусейнов.
Руководитель туристической компании "Шангереев тур" Шамиль Шангереев полагает, что Дагестан к полноценному туризму пока не готов: "У нас начальная стадия становления туризма, люди не привыкли к такому наплыву гостей. Со временем все нормализуется, думаю, и будет все нормально".
Перед поездками в горы Шангереев предупреждает своих клиентов, чтобы они не надевали шорты и майки, дабы избежать излишнего внимания: "Мне даже делали замечание в некоторых селах, когда туристы были в джинсах. В святых местах туристам говорю, чтобы брали головные уборы с собой. Если у женщин нет головных уборов, мы в святых местах не останавливаемся. Сами туристы адекватно относятся, никаких проблем не бывает".
Консерваторы vs либералы
Муфтият решил отреагировать публично, чтобы поддержать настроения некоторой части жителей Дагестана, полагает политобозреватель "«Эха Москвы» в Махачкале" Эдуард Уразаев.
"Обращение председателя выглядит логичной попыткой предупредить конфликтные ситуации отдыхающих на пляжах гостей, позволяющих себе неподобающее поведение и внешний вид, с приверженцами традиций и устоев", - рассуждает собеседник.
Он напомнил, что в Дагестане "блюстители нравственности" неоднократно выражали недовольство привозными спектаклями и концертами, а также детским фестивалем аниме. Все эти истории заканчивались отменой или срывом мероприятий, а также скандалом и буллингом их организаторов в соцсетях.
"В республике сложились значительные группы охранителей морали и традиций", - сетует Уразаев.
Обращение муфтията укладывается, по мнению собеседника, и в русло государственной политики: в Конституции РФ появилась поправка о "сохранении традиционных семейных ценностей".
"Но проблема в том, что если в других регионах России скромный открытый купальник и выпивка в умеренных дозах не противоречит традициям, то в Дагестане они могут вызывать раздражение в силу более жестких требований к одежде и алкоголю", - поясняет Уразаев.
По наблюдениям дагестанской журналистки, главного редактора портала "Даптар" Светланы Анохиной, муфтият "ни разу не высказывался по действительно важным темам": "Я удивлена, что их до сих пор не засудили и они имеют право высказываться по поводу чьей-то одежды".
Она напомнила о резонансном убийстве братьев-чабанов Гасангусеновых, которое потрясло республику. По этому поводу муфтият хранит молчание, хотя отец убитых Муртазали Гасангусенов несколько лет выходит на площадь к зданию правительства с одиночными пикетами, требуя наказать виновных, говорит Анохина. Гасангусенову всего лишь оплатили поездку в хадж.
"Они не выходили туда, хотя я их звала туда. Они ни разу не присоединились к этому отцу и ни разу ничего не высказали насчет Абдулмумина Гаджиева (журналист, арестованный по обвинению в финансировании терроризма – прим.ред.), хотя надо быть идиотом или конторской сволочью, чтобы не видеть, насколько там все подстроено, год человека держат, год с лишним. По этому поводу муфтияту нечего сказать, он озабочен измерением длины женской юбки и шортами, у него резко важная задача", - заключила Анохина.