В Махачкале отменили подряд два концерта российских рэперов Элджея и Егора Крида. Организаторы ссылаются на угрозы, прозвучавшие в адрес поп-звезд из Дагестана через интернет. Одним из источников раздора стал пост чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова в инстаграме о нежелательности такого рода звезд в Дагестане. После того, как рэпер Тимати вступился за коллег, в заочную перебранку вмешался и глава Чечни Рамазан Кадыров – он дружен и с российским рэпером, и с дагестанским бойцом.
Подобные страсти в Дагестане кипели перед показом фильма "50 оттенков серого", проведением фестиваля красок (местные посчитали его праздником ЛГБТ) и концертом Бориса Моисеева. Все эти мероприятия были отменены.
В этот раз власти Дагестана ограничились тем, что Министерство культуры заявило, что ситуация под контролем, а МВД отчиталось о задержании человека, пославшего СМС с угрозами организатору концерта в Махачкале.
Больше от Хабиба Нурмагомедова ни постов, ни заявлений не поступало. Зато интернет разделился на противников и защитников чемпиона из Дагестана.
Некоторые возмутились тому, почему спортсмен, сам выступающий на ринге в трусах, начинает указывать остальным, какую музыку им следует слушать. Другие, напротив, бросились на защиту бойца.
"Для дагестанских националистов не аварской национальности он – чужой. Для тех, кто на пути тариката (т.е. суфисты – Ред.), тоже не совсем свой. Для воинствующих салафитов - слишком умный, умеренный, не сторонник их взглядов, для чеченцев, которые хотят доказать свое превосходство в боях со своим "Ахмат - сила!!!" он не стал своим, ибо он всегда дистанцировался от них. Для русских националистов он – черный", - говорит главный редактор журнала "Дагестан" Магомед Бисавалиев.
Люди изменчивы, как погода, сожалеет о случившемся дагестанка, живущая сейчас в Москве Виктория Вейрон, владелица праздничного агентства.
"Наши же земляки оказались предателями, - считает Виктория. – Если даже Хабиб споткнулся, выразив мысль, которая пришлась обществу не по нраву, люди в сию же минуту променяли Хабиба на Крида, Тимати".
"Если даже он в чем-то оказался резок, пусть! Он же не Бог, чтобы мы к нему предъявляли сверхтребования?" - вопрошает Вейрон.
По ее мнению, единственная ошибка Хабиба – это то, что он решил комментировать ситуацию с концертом Крида.
"Такой спортсмен мирового уровня, как Хабиб Нурмагомедов, на эту мошкару даже не должен был реагировать. А те сразу поймали хайп. Кто такие Крид и Тимати, и кто их знал до этого?" - полагает Вейрон.
Один из этих организаторов концертов, согласившийся дать комментарий для "Кавказ.Реалии" на условиях анонимности, разъяснил, что Крид не собирался петь в Махачкале песни легкого содержания, поскольку "был предупреждён о национальных особенностях республики", а на афишах стояло ограничение: +16.
"И Хабиб тут ни при чём, каждый имеет право на свое мнение", - добавляет организатор концерта.
В этом конфликте некоторые наши собеседники видят и определенную пользу – "возможно, наконец-то обратят внимание на бардак в дагестанской эстраде".
То время, когда нужно было бороться за нравственность в шоу-бизнесе Дагестана, упущено в 1990-е и 2000-е годы, считает депутат Народного собрания республики Марат Асланов.
Хотя и сейчас не поздно. В первую очередь, отмечает собеседник, надо "обратить внимание на полураздетых исполнителей, выходящих на сцену, выработать этический кодекс артиста, перестать петь под фонограмму, использовать иностранную аранжировку и становиться 'супермегазвёздами' в инстаграме". Тогда ни один исполнитель дешевой музыки не осмелится приехать в республику, полагает депутат.
Впрочем, и без этического кодекса Дагестан, похоже, уже становится территорией, в которую ряду российских актеров путь заказан.