В самопровозглашенной Южной Осетии из-за закрытия границы во время пандемии коронавируса резко выросли цены на продукты. Оказалось, что в республике почти нет собственных крупных фермеров, которые бы поставляли товар на рынки.
Режим полной изоляции от внешнего мира был введен в Южной Осетии в середине мая после того, как в республике были выявлены первые случаи заболевания коронавирусом. В течение нескольких дней власти обеспечили запас продуктов. Однако через некоторое время жители заметили рост цен на продовольственные товары, а часть продуктов, например скоропортящиеся кисло-молочные, и вовсе исчезла из магазинов.
Впоследствии власти решили пойти по иному пути и открыли доступ в республику поставщикам товаров первой необходимости. В итоге перебоев с продовольственным сообщением в условиях полного закрытия российско-южноосетинской границы удалось избежать. Чего, однако, не скажешь о росте цен. По наблюдениям местных жителей, стоимость сезонных овощей и фруктов буквально взмыла вверх.
Этот вопрос еще на прошлой неделе был рассмотрен на оперативном штабе. Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов потребовал лишить специальных пропусков водителей большегрузных автомобилей, которые доставляют продукты с "большой земли", и потребовал от Генпрокуратуры республики вмешаться в ситуацию. Однако цены по-прежнему остаются завышенными.
Местные жители полагают, что речь идет о картельном сговоре поставщиков товаров, которые решили извлечь максимум выгоды из ситуации. Поэтому они призывают скорее открыть границу, несмотря на сохраняющиеся эпидемиологические угрозы.
"Люди в каком-то угнетенном состоянии находятся, депрессии. Вроде все хорошо, коронавирусных больных больше нет. Но все в ежедневном режиме ждут сводок из Северной Осетии, где все еще есть заболеваемость, - рассказывает жительница Цхинвала Камилла Валиева. - Цены буквально на все повысились. Такого резкого взлета не припомню. По местным меркам я вполне обеспеченный человек, но даже мне покупать два персика за 150 рублей - непозволительная роскошь. Тем, у кого есть приусадебные участки, легче. Но большинство жителей республики сосредоточено в городе".
По наблюдениям местных жителей, цены на сезонные продукты в Южной Осетии 2-3 раза выше североосетинских: огурцы – 110 рублей за килограмм, помидоры – 120, нектарины – 200, картошка – 50, арбуз – 50. Кроме того, выросла стоимость хлебобулочных изделий в частных пекарнях.
Представитель крупной торговой компании, специализирующейся на оптовых поставках продуктов в северокавказском регионе, Артур Губиев предполагает, что одна из причин роста цен – непродуманная работа по продовольственному снабжению в условиях карантина. Он утверждает, что монополиста-поставщика на рынке нет, но разные компании могли между собой договориться.
"Закрытие границы, безусловно, препятствует логистике. Но если говорить объективно, то вывод очевиден – это сговор поставщиков. Других причин я не вижу. Да, возможно, сказался и недавний рост цен на топливо. Но тогда продукты подорожали бы примерно на ту же сумму, что и бензин", - считает Губиев.
Он полагает, что возникшая ситуация должна послужить поводом, чтобы задуматься о развитии своего производства, главным образом – сельского хозяйства.
Местное дороже
Местная продукция в незначительных объемах все же представлена на югоосетинском рынке. В июле некоторые частники начали предлагать овощи и фрукты из собственных огородов. Однако они значительно дороже: цены на те же помидоры и огурцы доходят до 150 рублей.
Житель Цхинвала Давид Лохов, специализирующийся на выращивании ягодных культур, дороговизну местной продукции связывает с тем, что это натуральные продукты без использования агрохимии. "Чистую" продукцию вырастить гораздо сложнее, отсюда и цена, объясняет он. Но вместе с тем местные жители все чаще начинают вкладывать силы и средства в развитие приусадебных хозяйств.
"Кто-то арбузы выращивает, помидоры, фрукты. Теплицы строят. Медленно, но верно восстанавливается аграрный промысел после долгой разрухи. Перспективы есть, но надо работать. И тогда собственная продукция будет более широко представлена на рынке, а не в символических 5-10%", - рассуждает Давид Лохов.
Сотрудник югоосетинского научно-исследовательского института Вячеслав Джабиев и вовсе уверен, что если агропромышленному комплексу республики оказать должное внимание, то в будущем Южная Осетия может полностью покрыть свои потребности в овощах и фруктах, а в продукции животноводства - частично.
"Для этого нужно дать фермерам господдержку. В современном сельском хозяйстве большие затраты на удобрения, механизацию процесса и т.д. Но собственная качественная продукция того стоит. Своих овощей у нас мало, поэтому и стоят они гораздо дороже привозных", - говорит Джабиев.
Закрытие границы до конца июля, по его словам, неминуемо должно было отразиться на росте цен. Но в данном случае этим вопросом должна была заниматься антимонопольная служба.
По информации Кавказ.Реалии, на этой неделе оперативный штаб Южной Осетии вновь проанализирует ситуацию с коронавирусом. Однако вопрос досрочного открытия границы пока не рассматривается.
Текст может содержать терминологию и топонимы, используемые в самопровозглашенной республике Южная Осетия