Вечером 9 июня два самолета с медицинским снабжением для борьбы с коронавирусом прибыли из Объединенных Арабских Эмиратов в Грозный.
"Руку помощи протянул дорогой старший брат, наследный принц Абу-Даби, заместитель Верховного Главнокомандующего ВС ОАЭ Мухаммед бен Заед Аль Нахайан", - написал глава Чечни Рамзан Кадыров на своей странице во "Вконтакте".
Гуманитарный груз отправится в Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. Несколькими днями ранее подобный груз прибыл из ОАЭ в Махачкалу и Грозный.
"Наследный принц интересовался ситуацией в других регионах Северного Кавказа и нужно ли им содействие. Я ответил, что если у шейха есть возможность оказать поддержку, то любая помощь в борьбе с пандемией не помешала бы нашим соседям", - так анонсировал договоренность о помощи четырем соседним республикам глава Чечни.
"Это очевидно имиджевые жесты. Ранее и Кремль такие же жесты предпринимал в начале пандемии: самолеты отправляли в Италию, в Америку, в Сербию, в другие страны. Поэтому понятно, что это действия, направленные на укрепление своего имиджа. У Кадырова, очевидно, амбиции политика федерального масштаба, он, собственно, им уже и является", - прокомментировала новость директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.
"Всего хватает, но…"
В составе груза - 10 тысяч медицинских комбинезонов, 600 тысяч пар перчаток, 100 тысяч масок, 64 тысячи бахил, а также антибактериальные средства, тесты и другие принадлежности, необходимые для работы с коронавирусными больными. Их распределят по четырем республикам.
"Вы знаете, там, где я работаю, нам все выдают, всего хватает. За других, конечно, отвечать не могу", - рассказала "Кавказ.Реалии" на условиях анонимности медсестра, работающая с коронавирусными больными в Черкесске.
Пока средств индивидуальной защиты достаточно, но они могут понадобиться позже, отметила в разговоре с "Кавказ.Реалии" заместитель главного врача республиканской клинической больницы Северной Осетии Зарифа Гудиева.
"Если в день захотят три смены по 500 человек, то на день у нас уходит полторы тысячи бахил, халатов, костюмов, шапочек и прочего, - перечислила врач. - Конечно, они не будут лишними. Проблема с ковидом, как я поняла, останется на много-много месяцев: он никуда не уйдет и будет все время с нами. Кстати, люди стали разбираться в защитных средствах и обращать внимание на их качество. Особенно это касается защитных очков: хотелось бы, чтобы они были качественными, не запотевали и чтобы доктора могли работать в одних очках всю смену. Вот качественных очков действительно маловато".
"Конкурентов нет"
По мнению председателя совета правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова, Кадыров - единственный из руководителей Северокавказских республик, который "вел какую-то системную политику на Ближнем и Среднем Востоке".
"Замечу, что только Кадыров из региональных руководителей занимался возвращением женщин и детей из Сирии и Ирака. При этом не только своих, чеченцев, но и из соседних регионов. Заметим также, что чеченские силовики направлялись в Сирию, туда отправляли батальон военной полиции. То есть активная внешнеполитическая деятельность у Кадырова была и раньше, и было бы странно, если бы в период эпидемии она бы прекратилась", - говорит Черкасов.
По мнению правозащитника, в плане внешнеполитических связей "у Кадырова нет конкурентов среди коллег по Северному Кавказу".
"Зарабатывает ли он [на этом] очки? Ну, у него нет в этом отношении конкурентов. Если мы взглянем на [главу Дагестана Владимира] Васильева или на [главу Ингушетии Махмуда-Али] Калиматова, то дай Бог им у себя этим позаниматься. Его коллеги даже не пытаются в чем-то конкурировать. После ухода Юнус-Бека Евкурова как-то даже попытки сравнения тут не приходят на ум", - заключил Черкасов.
Эту точку зрения поддержал политолог Станислав Белковский. По его словам, "Рамзан Ахматович Кадыров зарабатывает себе политические очки на всем, что только возможно".
"Это человек с большими и далеко идущими политическими амбициями. Здесь он выступает в четырех ипостасях, - рассказал Белковский "Кавказ.Реалии". - С одной стороны, как неформальный лидер Северного Кавказа, а с другой, как человек с самостоятельной внешней политикой, в частности как коммуникатор со странами арабского Востока (и эти коммуникации прямые, они не опосредованы Москвой). И, наконец, Рамзан Ахматович стремится в нишу неформального лидера российской исламской уммы".
На вопросы о пиаре посредством гуманитарной помощи в Чечне ответили кратко. "Как нас могут упрекать какие-то оппоненты, если эта акция проводится в первый раз?", - заявил в разговоре с корреспондентом "Кавказ.Реалии" помощник Кадырова, директор ЧГТРК "Грозный" Ахмед Дудаев.
Прибывший в чеченскую столицу гуманитарный груз разделят и из Грозного отправят в больницы четырех республик. В свою очередь, как сообщил местный госканал, фонд имени Ахмата Кадырова в ответ послал в ОАЭ 10 тонн меда и столько же куриного мяса.