Управление СКР по Ингушетии рассматривает обращение проекта “Правовая инициатива” с просьбой разобраться в ситуации с женским обрезанием в местной частной клинике “Айболит”. Жертвой стала 9-летняя девочка.
“Операции по женскому обрезанию являются калечащими, имеют долгосрочные негативные последствия для психологического, сексуального и репродуктивного здоровья женщины. Это форма гендерного насилия”, – говорит старший юрист проекта Татьяна Саввина.
Врачи, медперсонал и руководство клиники могут быть привлечены к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, действия сексуального характера, а также оказание услуги не отвечающей требованиям безопасности с целью получения финансовой выгоды.
Мать подвергшейся процедуре девочки рассказала, что с отцом ребенка они давно разошлись, а дети живут с ней. 21 июня 2019 года бывший супруг забрал сына и дочь на побывку. На следующий день мальчик позвонил матери и сообщил, что сестра привели домой в крови и заплаканной.
Выяснилось, что мачеха, вторая жена отца, отвела падчерицу в клинику “Айболит” в Магасе. Детский гинеколог Изаня Нальгиева провела процедуру обрезания против воли девочки. Бабушка девочки со слова ребенка рассказывает, что та кричала, вырывалась, но ее руки и ноги держали мачеха и сотрудница клиники. Девочке при этом говорили, что процедуру делают всем и без нее она умрет.
С ребенком не было законного представителя и согласие об оперативном вмешательстве никто не подписал. То есть, медик не имела права прикасаться к пациентке. Эти нарушения и нанесенный девочке ущерб следствие инкриминирует Нальгиевой – 27 июня 2019 года мать девочки обратилась в управление СКР по Чечне (по месту своего жительства). В отношении Нальгиевой было возбуждено дело по ч. 1 ст. 115 УК РФ: “умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности”.
Гинеколог, спустя неделю после инцидента, признавала факт обрезания. Но в выдержке из протокола допроса указано, что “родители ребенка дали согласие на проведение надсечки кожи в области клитора, после чего она была произведена”.
Однако позже на допросе она заявила, что оказывала девочке медицинскую помощь.
“Я невнимательно прочитала свой протокол и ошибочно указала, что проведён ритуал обрезания. На тот момент я не помнила все эти сведения, поскольку у меня не было на руках медицинской карты”, – пояснила Нальгиева.
Судебно-медицинская экспертиза диагностировала у девочки “резаную рану размером 6 мм на 5 мм на наружных половых органах, края ровные глубина 0,2 мм”.
Представитель “Айболита” Беслан Матиев предъявленные обвинения назвал бредом и заявил корреспонденту “Кавказ.Реалии”, что семья девочки просто хочет заработать на клинике деньги.
Но потерпевшая сторона предоставила прейскурант клиники, где в разделе “гинекология” указано обрезание за 2000 рублей. На что Матиев ответил: “Это наш прейскурант, но хорошо подкорректированный. Позиции по женским обрезаниям у нас не было. Наши прейскуранты заверяются печатью”.
Детский ингушский омбдусмен Зарема Чахкиева проигнорировала сообщения с просьбой о комментарии. Уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев же заявил, что готов рассмотреть заявление от семьи девочки.
“Конечно, надо что-то предпринимать. Мы сделаем это, когда получим обращение от матери девочки. Без него я могу реагировать только в случае массового нарушения прав, так в законе прописано. Пока у нас информация только из интернета, известен единичный случай проведения этой процедуры”, – сказал Оздоев.
В тот же день мать девочки обратилась к омбудсмену через онлайн-приемную.
Добавим, что судебное разбирательство женщины с гинекологом Нальгиевой началось в конце 2019 года и до сих пор не завершено. Судья неоднократно предлагал примирение сторон, однако оно не состоялось и заседания шли вплоть до начала карантина. После его завершения суд возобновится.
Для России это первый случай, когда в суде рассматривают дело по поводу калечащей операции на женских половых органах.