С четырех сторон столица Северной Осетии окружена садоводческими товариществами. Одни появились еще в советские времена, но массовая застройка началась после развала СССР.
С тех пор владикавказские "сады-огороды" стали целыми микрорайонами. Некоторые из них стали весьма престижными районами, несмотря на отсутствие типично городских условий жизни. Другие обращают на себя внимание контрастом: рядом с добротными особняками могут стоять хибарки с запущенными участками. Для кого-то это просто дачи, но много и тех, кто поселился здесь навсегда. Они как небольшие населенные пункты, что и селом назвать сложно, и городом назвать язык не поворачивается.
Проблем здесь много: начиная от изживших себя коммуникаций до дорог, которые по весне можно преодолеть разве что на машинах повышенной проходимости. Жители предоставлены сами себе: власти на их благоустройство не тратят ни рубля.
Бюджетное место…
С/т "Дружба" – одно из старейших во Владикавказе, оно было образовано еще в 60-х годах, раскинувшись на 100 га. Участки по 4-6 соток, всего их 1800. На постоянной основе живут около 450 семей, а это примерно 1200 человек. "Дружба" – как целое село. Уже далеко не в каждом североосетинском сельском населенном пункте можно насчитать 400-500 дворов.
Бюджет этого товарищества образуют членские взносы. За каждый квадратный метр владельцы участков платят 2 рубля в год. Участок в 6 соток обходится в 1200 рублей. Сумма в общем-то небольшая, но и ее не каждый платит. Добросовестно уплачивают "пошлину" около 60% землевладельцев. На эти средства содержат в более или менее проходимом виде дороги, коммуникации, а также деятельность "местной власти": руководителя, его заместителя, бухгалтера и слесаря.
"Народ здесь специфичный, процветает воровство. Много беженцев из Южной Осетии. Большинство из них едва ли смогли бы жить в городе, потому что не потянули бы коммунальные платежи: капремонт, техобслуживание, теплосети. А здесь как бы бюджетное место для проживания", – рассказывает председатель с/т "Дружба" Юрий Дзекоев.
Он показывает центральную улицу товарищества, где расположена его дача. По соседству у него активно застраивается должностной сотрудник МЧС, рядом отставной полковник пресс-службы МВД. Их дома достаточно приличны. Но рядом есть и совсем бедные дома, а то и вовсе заросшие бурьяном участки.
…в стороне от "большой земли"
Машин немало. Хотя на узенькой улице едва могут разъехаться два автомобиля. Многим жизнь здесь, в стороне от городской суеты, нравится. Но проблем – выше крыши. Главная из них – электросетевое хозяйство.
"Они застраивались хозспособом. За несколько десятилетий морально устарели: 80% непригодны для эксплуатации по предписанию МЧС. Из-за перегруженности часто сгорают фазы", – говорит Дзекоев.
Руководство товарищества рассчитывало, что сетевое хозяйство возьмут на свой баланс "Россети". Но энергокомпания отказывается: лишние хлопоты и большие затраты ей не интересны.
"Нам говорят, сети ваши, вы их и обслуживайте. Я не согласен с такой постановкой, ведь в тарифе за электроэнергию уже сидит сумма за обслуживание сетевого хозяйства. Такая же картина и с Горводоканалом", – жалуется собеседник "Кавказ.Реалии".
А дороги и вовсе как в провинциальной глубинке. В непогоду они превращаются в непреодолимое препятствие, поэтому водители единственного маршрута №27, связывающую "Дружбу" с "большой землей", зачастую отказываются заезжать.
Две дороги, которые находятся на балансе садоводческого товарищества, ведут на одно из городских кладбищ. Но мэрия Владикавказа не участвует в их ремонте.
"Приходят кандидаты в депутаты и обещают…"
Аналогичные проблемы и в других 11 владикавказских садоводческих товариществах. Это вынудило их председателей обратиться к главе Северной Осетии Вячеславу Битарову с просьбой посмотреть на то, в каких ужасных условиях здесь живут люди. Но кому было спущено обращение, подписантам не известно. Да и едва ли кто в условиях распространяющейся эпидемии возьмется за решение их проблем.
"А ведь мы снимаем нагрузку с городской инфраструктуры. О нас же вспоминают только в преддверии выборов. Вот тогда будущие депутаты обещают озаботиться нами", – сетует Дзекоев.
Впрочем, в администраиции Владикавказа рассказали, что помочь не в силах. Деятельность товариществ регулирует федеральный закон №217 о садоводстве и огородничестве. Начальник управления муниципального имущества и земельных ресурсов мэрии Владикавказа Георгий Чельдиев пояснил, что по закону городские власти не могут содержать товарищества.
В то же время статья 26 ФЗ-217 предполагает, что органы госвласти субъектов и органы местного самоуправления вправе принимать программы поддержки садоводства, в том числе инвестпрограммы, вести просветительскую работу для популяризации садоводства и огородничества и, что важно, организовывать в границах территории с/т снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом.
Однако, по всей видимости, властям сейчас не до хат с краю.