В Элисте второй месяц продолжаются протесты против назначения на пост мэра города Дмитрия Трапезникова, который ранее временно исполнял обязанности главы так называемой "Донецкой народной республики" (ДНР). "Idel.Реалии" поговорил о протестах с активистами из Калмыкии.
26 сентября городское собрание Элисты утвердило Дмитрия Трапезникова в качестве исполняющего обязанности главы города. Сразу после назначения в столице Калмыкии начались массовые протестные выступления. Правозащитники и активисты калмыцких национальных организаций заявляли о нарушении федеральных и республиканских законов, а также устава города Элисты, допущенные при назначении Трапезникова мэром.
Резкое неприятие у активистов также вызывает тот факт, что Трапезников некоторое время, после убийства Захарченко возглавлял "ДНР". "У нас прекрасно все знают, что такое "ДНР", кто там чем руководил и чем занимался. Этих людей мы считаем преступниками. Мое мнение — что в "ДНР" наступает полный крах, оттуда все бегут, как крысы, вот они этих крыс и будут теперь пристраивать у нас в России", — заявлял правозащитник, активист Съезда ойрат-калмыцкого народа Валерий Бадмаев.
Активист Владимир Довданов из Элисты, представлявший на вильнюсском Форуме свободной России калмыцкое национальное движение, в разговоре с "Idel.Реалии" отметил, что таких волнений столица Калмыкии не знала со времен правления Кирсана Илюмжинова (президент Республики Калмыкия в 1993-2005 гг., глава республики в 2005-2010 гг.), последние протесты при котором были жестоко разогнаны в 2004 году.
— Все ведь вспыхнуло спонтанно. 26 сентября городское собрание Элисты утвердило Дмитрия Трапезникова в качестве исполняющего обязанности главы города и сразу после этого начались массовые протестные выступления. Вы представьте себе — к вам в дом председатель уличного комитета приводит совершенно незнакомого человека и ставит его управлять. Тем более, человека с весьма сомнительной репутацией — из непризнанной республики, находящейся под санкциями. Что получается — наш регион становится местом, где отмываются, легитимизируются все политические "активы" с этих непризнанных республик? Поэтому вспыхнуло вполне законное возмущение людей. Несколько человек сделали обращение (журналист издания "Кавказский узел" Бадма Бюрчиев, лидер калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев, активист Аркадий Горяев, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев и еще несколько активистов записали видеообращения с требованием отменить назначение Дмитрия Трапезникова. — "Idel.Реалии"). В конце сентября — начале октября прошли первые народные сходы, сперва они насчитывали несколько сот человек. Третий митинг 13 октября, согласованный с властями, собрал уже около четырех тысяч человек. Четвертый митинг, прошедший 27 октября, насчитывал уже более четырёх тысяч человек. Пятый планируем провести в воскресенье 17 ноября. Такого никогда не было у нас в республике.
Владимир Довданов — о протестах в Калмыкии
Оппозиционер заявил, что, ввиду упорного нежелания властей услышать людей, на ближайшем митинге речь может пойти уже об отставке главы республики Бату Хасикова.
— Мы все прекрасно понимаем — если нас они сломают, если они все оставят так, как есть, они надломят дух нашего народа, и не только нашего, а всей протестной аудитории России. Все это понимают, и молодые и старики. Конечно, пока у нас есть разногласия — некоторые наши ребята протестуют против назначения Трапезникова, но еще поддерживают главу региона. Но и они уже начинают понимать, что эта вся ситуация случилось из-за Бату Хасикова — без его участия этого бы не произошло. Он же мог просто-напросто отказаться принимать Трапезникова, но, вот, взвалил на себя этот камень. И сейчас уже идут разговоры, чтобы включить в повестку дня вопрос об отставке и главы региона, а также о снятии полномочий с нынешнего сенатора от республики Алексея Орлова, возглавлявшего республику до Хасикова.
Отвечая на вопрос о проблемах, которые тревожат калмыцких национальных активистов, Владимир Довдаев, прежде всего, замечает, что он отказывается именовать себя "калмыком".
— Нет такого народа "калмыки" — есть ойраты. И есть ойратский язык. И он находится под угрозой вытеснения русским языком. А наши власти и в этом вопросе — марионетки. Может, в душе они патриоты и даже знают язык, но каких-то особых усилий по его сохранению языка, по его внедрению в повседневную жизнь не прилагают. И, добавлю, что я, на самом деле, интернационалист, государственник, но я, прежде всего — ойрат, и должен, прежде всего, думать о своем народе. А ситуация с моим народом меня тревожит. Мы много сделали для России, как народ, и тем не менее с нами, начиная с Екатерины II и до сегодняшнего дня обходятся как с второсортными людьми.
Активист выразил удовлетворение тем, что на Форуме свободной России, наконец, состоялся открытый разговор о проблемах национальных республик, входящих в состав страны.
— Я рад, что на этом форуме услышал идею о новой федерации, договор об образовании которой должны подписывать сами регионы. Среди наших активистов хорошо известен башкирский политик Айрат Дильмухаметов, хорошо известны его взгляды на новую федерацию. Я считаю, что он прав. Когда государство образуют равные субъекты, и когда они кровно заинтересованы в его сохранении, оно будет очень крепким, а не таким, как СССР. Империи, основанные на неравноправных отношениях, всегда обречены, — подытожил он.