Министерство юстиции РФ включило чешскую НКО "Человек в беде" (Člověk v tísni, o.p.s или People In Need ) в список организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории России. Для правозащитников это решение не стало сюрпризом. Они ожидали такого поворота событий, но не знали точные сроки.
Чешская организация "Человек в беде" зародилась в 1992 году в кругу военных и иностранных журналистов Чехословакии. Они не ограничились добычей новостей из-за рубежа, но и захотели спасти мирных жителей, которые находились в местах вооруженных конфликтов и нуждались в гуманитарной помощи.
За четверть века из маленькой группы сочувствующих "Человек в беде" вырос в одну из крупнейших некоммерческих организаций в Центральной Европе. Сегодня их проекты охватывают более сорока стран мира.
Организация "Человек в беде" работала в Чечне с начала 2000-х годов. Она поддерживала пострадавших от военных действий, поставляла гуманитарную помощь и помогла немалому количеству людей покинуть территорию страны, спасая их от преследований со стороны российских властей. В 2005 году власти не продлили им аккредитацию для работы в России.
Граждане России трижды получали премию Homo homini, учрежденную этой организацией. В 1994 году ее удостоился правозащитник Сергей Ковалев, в 2006 году – председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, в 2013 году – адвокат Сапият Магомедова.
Магомедова в беседа с "Кавказ.Реалии" сообщила, что она не совсем понимает, чем правозащитная организация могла навредить России. "Их премии не были в денежном выражении, это был знак тем, кто занят защитой людей, что их труд отмечен в Европе, что их знают и поддерживают", - сказала она.
Известная российская правозащитница Светлана Ганнушкина в интервью "Кавказ.Реалии" заявила, что за это решение российских властей ей стыдно перед коллегами.
По словам Ганнушкиной, включение НКО "Человек в беде" в реестр "нежелательных" – это еще один шаг к уничтожению гражданского общества в России.
"Государство ведет атаку на правозащитников. Российская власть не хочет, чтобы кто-то кроме нее помогал россиянам. Им нужно, чтобы человек понимал, что он зависим от власти. Россия – это не только Путин, для меня Россия – это общество. Поэтому не стоит удивляться решению касательно 'Человека в беде''', – отметила Ганнушкина.
Все идет к тому, чтобы люди в России считали, что кроме государства ждать помощи неоткуда, заключила она.
Представители пражского офиса "Человек в беде" отказались от комментариев, сославшись на официальное заявление НКО по поводу решения российского Минюста.
"В настоящее время мы прекращаем всякую активность, направленную на поддержку российских партнеров и друзей, чтобы не ставить их под угрозу. Нам предстоит продумать будущие шаги, чтобы проявлять осмотрительность. Но это ни в коем случае не означает, что мы перестанем работать в России", – говорится в их официальном заявлении.