Политическая ситуация в Ингушетии накаляется день ото дня. Активистов протеста против соглашения о границе с Чечней, подписанного в сентябре прошлого года, преследуют силовики. Их задерживают, дают административные аресты, проводят обыски в домах. На фоне разворачивающихся репрессий все громче звучат голоса за отставку главы республики Юнус-Бека Евкурова.
Для Ингушетии лозунг возвращения прямых выборов был бы более важен, чем просто требование отставки Евкурова, считает Ирина Стародубровская, эксперт по Северному Кавказу и сотрудник Института экономической политики им. Гайдара.
"Думаю, что с точки зрения предотвращения рисков радикализации на Северном Кавказе возвращение прямых выборов было бы наиболее правильным решением. Однако я не считаю, что такой сценарий сейчас особо вероятен. Мы видим, что центр ориентируется на другие модели. С учетом особенностей ситуации не удивлюсь, если здесь попытаются применить вариант Дагестана - назначение в руководство республики людей, не связанных с местными элитами. Хотя очень сомневаюсь в его эффективности в данном случае", - сказала Стародубровская "Кавказ.Реалии".
В конце концов Евкурову придется уйти, говорит Денис Соколов, советник "Центра стратегических и международных исследований".
"Сколько на это уйдет времени и какие жертвы будут за это принесены – вот вопрос. Надеюсь, что не дойдет до пролития крови, однако аресты активистов протеста уже идут. Федеральный центр поддерживает своих ставленников, это его принципиальная позиция всегда. Москва не уступает давлению «снизу», по крайней мере, старается. Но несомненно то, что Евкурова ждет отставка через какое-то время. Либо же произойдет нечто, что заставит его уйти прямо сейчас, либо в ближайшем будущем", - заявил эксперт.
"У каждого руководителя региона есть какие-то свои «красные линии» по отношению к Москве, по отношению к соседям, типа Кадырова, и по отношению к населению. Если Евкуров уйдет под давлением общественности, эти «красные линии» изменятся для следующего главы республики. Не имеет большого значения, кто именно это будет", - добавил Соколов.
Собеседник уверен, что Москва дает Евкурову добро на те или иные меры, на расширение репрессий он бы не пошел без одобрения сверху: "Вопрос, что будет происходить дальше. Ситуация напряженная и риск ошибки очень большой. Как со стороны властей республики, как и со стороны федеральных, а также со стороны Кадырова и самих протестующих. Я подразумеваю действия, которые приведут к эскалации насилия. Пока все стороны пытаются удержаться от этого".
Но повлияет ли на ситуацию в регионе появление тех же прямых выборов?
"Конечно, сейчас это маловероятный сценарий, но в целом, это один из вариантов для Москвы, - считает Соколов. - Снять с себя ответственность, но оставить практически полный контроль над финансовыми потоками и политическими статусами. Понятно же, что в регионах Северного Кавказа выборы будут управляться местными элитами".