Журналист Максим Шевченко опубликовал в своем блоге на YouTube интервью с сотрудником МВД по Ингушетии Тимуром Хамчиевым, старшим лейтенантом, бывшим командиром взвода в батальоне ППС, который после митинга 26-27 марта в Магасе был расформирован. При этом из органов были уволены 17 ингушских полицейских, включая четверых офицеров.
Как рассказал Хамчиев, в ночь с 26 на 27 марта, около трех ночи, среди сотрудников его батальона объявили общий сбор личного состава.
"Нам сообщили, что с ГТРК (площади перед НГТРК "Ингушетия" - прим.ред.) будут разгонять митингующих. Соответственно, мы выехали туда", - заявил мужчина.
По его словам, к рассвету на площадь в Магасе прибыло около 50 сотрудников батальона.
Полицейские обратились к митингующим, в том числе к присутствовавшим на площади лидерам протеста Ахмету Погорову и Ахмеду Барахоеву, разъяснили им, что они нарушают закон, попросили разойтись, рассказывает Хамчиев.
Лидеры, в свою очередь, попросили немного времени: чтобы успокоить молодежь и заставить всех разойтись.
Через некоторое время прикомандированные росгвардейцы начали штурм, пытаясь вытеснить людей с площади, но им это не удалось – случилась стычка с протестующими, в ход пошли камни и стулья.
По словам Хамчиева, ингушские полицейские в тот момент помогали росгвардейцам, в том числе вытаскивая из толпы тех силовиков, кто потерял сознание от ударов. Люди по-прежнему не расходились, а еще через час-полтора снова заговорили о том, что будет силовой разгон. Рассказывая об этом, Хамчиев упомянул замглавы МВД по республике Михаила Полещука, якобы приказ о штурме исходил от него.
Тогда полицейские стали призывать руководство МВД поговорить с митингующими, с лидерами протеста, чтобы те уговорили людей разойтись мирно, отмечает Хамчиев.
Перед началом штурма он подошел к Барахоеву и стал с ним разговаривать - сказал, что протестующие "совершают большую ошибку", что "митинг можно сделать законным путем", что надо уйти с площади, потому что им "здесь никто стоять не даст".
В ходе этой беседы к Хамчиеву, по его словам, подошел Полещук и попросил удалиться с площади.
"Мы оттуда сразу удалились - сотрудники отдельного батальона ППС", - говорит бывший полицейский.
Как получилась "стена" - по словам Хамчиева, когда он пошел к Барахоеву перед последним штурмом, за ним двинулся еще один сотрудник его подразделения, а за ним и другие, "и они в ряд стали". Он подчеркнул, что как только их попросили удалиться, они все удалились. Однако после этого ингушским полицейским было предъявлено, что они якобы стояли лицом к Росгвардии, спиной к митингующим, прикрывая их.
"Там такого не было", - заявляет Хамчиев.
В тот же день 17 сотрудников батальона были уволены, о чем им сообщили только 29 марта, а сам батальон был расформирован.
Полицейские были уволены по приказу - с формулировкой, что они якобы "опорочили честь и достоинство сотрудника полиции".
В то время как, по словам Хамчиева, они пошли к митингующим, чтобы поговорить, предотвратить кровопролитие - в том числе и со стороны росгвардейцев.
Бывший сотрудник полиции заявляет, что их увольнение - его и 16 коллег - было несправедливым, они не собирались нарушать закон. Некоторые из тех, кто был уволен, даже не присутствовали на площади, говорит Хамчиев. В частности, речь идет о Рашиде Тумгоеве, который проработал в органах 19 лет - "в самые трудные времена", имеет заслуги.
"Люди объяснения не писали, а в приказе пишут, что с них объяснения брали", - возмущается экс-полицейский.
Кроме того, с теми, с кого объяснения все-таки брали, манера поведения была изначально обвинительной - "Вы стояли на площади, повернувшись лицом к Росгвардии, прикрыв митингующих".
"Мы писали, что так не стояли", - говорит Хамчиев.
По его мнению, ситуацию могли "неправильно преподнести" главе, на встречу с которым бывшие силовики теперь надеются.
Ахмет Погоров, который был на площади в момент, когда якобы образовалась "стена" из полицейских, уверен, что всё дело в ошибке командира или самих полицейских.
"Была суматоха, напряженная ситуация. Он дал команду "Налево", а они повернулись "Направо". Потом он понял, что произошло, что вышло недопонимание, сказал им "Кругом" - они повернулись и ушли", - высказал он свое видение ситуации "Кавказ.Реалии".
"Я достаточно проработал в системе МВД, я знаю этих ребят - не конкретно этих, а вообще, наших ингушских полицейских - они много лет боролись с терроризмом, с экстремизмом, у многих есть ордена, у многих дети теперь растут без отцов... Я думаю, они на площади готовы были выполнить любую поставленную команду, но произошла ошибка, которой воспользовался Полещук. Вот кому не место в органах МВД! Эта кабинетная крыса не имеет права выносить оценку нашим полицейским!" - сказал Погоров.
Он также заявил, что Полещук использовал всех, чтобы прикрыть свои ошибки: "Его поведение было тупым и бездарным, он неправильно провел операцию, а теперь пытается обелить себя, а всю вину свалить на полицейских, якобы они ему помешали, и на самих митингующих, которые были спровоцированы его бездарностью. Он приказал штурмовать во время намаза - это вызвало эмоции, конечно, а теперь все оказались виноваты, кроме него".
В пресс-службе МВД по Ингушетии "Кавказ.Реалии" сказали, что не могут прокомментировать заявления Хамчиева.
О том, что почти два десятка ингушских полицейских были уволены якобы из-за того, что отказались разгонять митинг, сообщалось в конце марта.