Европейцами, франками или парангами, пришедшими в начале XIV века в Зирихгеран, нынешнее село Кубачи в Дахадаевском районе Дагестана, были ни кто иные, как легендарные тамплиеры.
Такую гипотезу выдвигает историк-этнолог Кирилл Серебренитский. В подтверждение версии он приводит ряд свидетельств из письменных источников, делает исторические сопоставления и исследует средневековые крепости, подземелья и каменные орнаменты в горах близ Кубачей.
О своей полевой лаборатории, славе кубачинских оружейников и судьбе крестоносцев-храмовников в горах Кавказа, этнолог рассказал "Кавказ.Реалии".
Средоточие демократии
- Зирихгеран впервые упоминается в арабских источниках в VI веке. В конце XIII - начале XIV веков он был богатым городом-государством. Название Зирихгеран означает, по наиболее распространенному толкованию, бронники, те, кто делает доспехи, кольчуги. Видимо, тогда же сформировалась знаменитая кубачинская ювелирная школа, которая существует до сих пор. Кубачинское оружие распространялось от Атлантического до Тихого океана, его находили в Индии, Италии, Франции и Египте. В Зирихгеране были сосредточены огромные запасы драгоценных металлов.
В то же время город был средоточием демократии именно в современном смысле. Не подчинялся никому из окрестных монархов, им управлял чине - нечто вроде парламента.
Там господствовала абсолютная свобода вероисповедания. Основное население - парсы, исповедующие зороастризм. Кроме того, был сильный христианский приход, принадлежавший Грузинской церкви.
И это были самые недра исламского мира. Окрестные народы - даргинцы, лаки и лезгины, - приняли ислам еще во время арабских завоеваний, в VIII-IV веках. В описываемые времена Зирихгеран был зажат между двумя сильными исламскими державами: Уцмият (Кайтаг) и Шамхалат (Кумух).
Его мог захватить любой желающий.
По моему предположению, примерно в 1300 году началась большая война. На Зирихгеран волнами надвигались соседние завоеватели: войска даргинских вольных обществ, уцмия, шамхала.
В 1306 году пришли завоеватели издалека - из государства Ширван, сильный отряд, которым командовал шейх Хасан ас-Садик, из рода наследственных шейхов суфийского тариката Сухравардийа.
Тамплиеры в Кубачи
В этот момент Кубачи призывает на помощь профессиональных воинов, парангов, союзников и единоверцев. Я полагаю, что это были тамплиеры, по нескольким причинам.
Во-первых, некоторые тамплиеры действительно бежали из Европы после 1308 года и исчезли неведомо куда. Во-вторых, их орден - единственное рыцарское сообщество, которое в 1300-1303 году прочно обосновалось на территории Ирана, а Зирихгеран тоже находился в пределах Ирана, так что рыцари просто переместились в пределах одного государства.
Все источники сходятся на том, что они пришли из Дербента, который тогда был пограничной крепостью Ирана. А туда они пришли из Сирии.
И, похоже, паранги оправдали свою репутацию, сложившуюся во время крестовых походов (считалось, что сотня крестоносцев способна остановить целую армию). Независимость Зирихгерана удалось отстоять.
В 1318 году началась новая большая война вокруг Зирихгерана: в Уцмияте - гражданская, борьба вокруг престола, затем в нее втянулся Шамхалат, а в 1319 году на Дербент двинулись войска Орды, а это уже десятки тысяч воинов.
И тут уже возникает письменный источник. Калмасоба - грузинская энциклопедия. Правда, она возникла через 500 лет, ее писал царевич Иоанн Грузинский в Петербурге. Согласно Калмасобе, в 1320 году с территории Дагестана в Грузию пришли два знатных франка - Чолока и Мака. От них пошли два знаменитых княжеских рода: Чолокашвили и Макашвили. Эти фамилии существуют до сих пор, я встречался с потомками князей Макашвили и Чолокашвили в Грузии.
Думаю, что у царевича Иоанна Грузинского в начале ХIХ века были в распоряжении некие средневековые источники, которые сейчас утрачены.
В ХХ веке версия о франкском происхождении угбугов (самоназвание кубачинцев) была начисто отметена на академическом уровне: этнологи тщательно работали в Кубачи, но никаких следов парангов не нашли - ни в угбугском языке, ни в архитектуре, ни в одеяниях.
"Братство неженатых"
Однако сами кубачинцы остались твердыми сторонниками франкской версии. Крестоносцы оставили у них весьма проникновенные воспоминания. Через два-три столетия формула "нами управляли паранги" была искажена: возникла формула "мы потомки парангов". То же самое произошло и в Грузии, точнее, в Восточной Кахетии: формула "эту крепость, которой сейчас владеют князья Чолокашвили, построили паранги" трансформировалась в фабулу "Чолокашвили - потомки парангов".
В местной культуре следы тамплиеров все же сохранились. Это - воинское братство Чабкуниа. Оно возникло в Кубачи именно в начале XIV века. Удалось установить местоположение Батыртэ кала, крепости-башни, в которой обитал союз. Чабкуны жили по строгому уставу и не вступали в брак. Я считаю, что это прямое влияние парангов, попытка подражания им. Это не реконструкция по воспоминаниями или книжкам. Их наследие - "братство неженатых", Ака Буйхон, которое существовало до недавнего времени: последнее ритуальное собрание отмечено в 1928 году (хотя, возможно, собрания были и позже - уже в подполье). Их разгромили большевики, приняв за вооруженное восстание. Чабкуны проводили сложные ритуалы инициации в лесу, а власти решили, что это отряды партизанов готовят атаку. Их расстреляли. Последние члены этого братства умерли совсем недавно, в 2010 году.
Все достаточно серьезно
Как я оказался в Кубачи? В 2008 году в одном издании вышла моя статья “Тамплиеры Чабкъунна калъа”. Там я весьма поверхностно, топором без единого гвоздя, рассказал о тамплиерах, бежавших из Франции и осевших в Кубачи. Потом про эту публикацию я начисто забыл. А в начале 2017 года ко мне в Москву приехали два молодых человека из Кубачи. От них я узнал, что там мою статью читают уже десять лет, ее выучили наизусть и даже писали по ней курсовые в университете.
По их приглашению я поехал в Кубачи. И оказалось, что все достаточно серьезно. Нашлись люди, которые оказали мне вполне осязаемую поддержку - для продолжения исследований в этом направлении.
Мне предоставили дом для полевой лаборатории, транспорт, некоторые средства. Набралась команда добровольцев.
В 2018 году мои исследования вызвали определенный интерес у историков в Тбилиси, появились контакты и во Франции.
Нам удалось обнаружить систему до сих пор неизвестных фортификаций. Там все заросло, мы вырубаем кусты, уже видны общие очертания, круглые башни, стены, два замка полноценных. Один недалеко от аула, а другой над пропастью, в труднодоступном месте. Также нашли несколько сигнальных башен и много объектов под землей.
Мы начали создавать маленький музей. Самое ценное мы только собираемся найти. Моя мечта - рукописи. Европейские источники полностью исчерпаны - это сейчас одна из главных проблем европейской медиевистики. В Дагестане до сих пор возможно найти средневековые рукописи неизвестные ранее. Их находили в 79-е, 80-е годы. Я видел такие в ауле Шири. Слипшиеся, в плохом состоянии. Какие-то рукописи есть в Кубачи, даже в частных домах, в мечети. Один кубачинец обещал показать, где в горах его дед закопал старинные рукописи.
Также мы хотим исследовать мавзолеи, саркофаги, где высокая сохранность. Пока экспонаты классические: огромное количество наконечников стрел, на руинах замка нашли наконечник европейского копья. Предметы культуры сурет накеш, резные камни, статуэтки, барельефы. Я нашел статуи грифона и льва, они вмурованы в стены домов. И две человеческие головы. Это нехарактерно для исламской культуры.