Множество жителей Дагестана не могут вернуться домой из Турции, Египта, мусульманских стран. Они опасаются преследований со стороны силовых структур, которые могут обвинить их в участии в боевых действиях на стороне боевиков.
"Заставляли признаться во взрыве самолета"
В Северокавказском окружном военном суде продолжается рассмотрение дела уроженца Дагестана Абдусалама Рамазанова, обвиняемого в участии в военном конфликте вне России.
Рамазанову вменяются две статьи УК РФ: участие в незаконном вооруженном формировании на территории иностранного государства, участие в деятельности террористической организации.
Согласно материалам следствия, его задержали 26 ноября 2015 года в махачкалинском аэропорту. Дело Рамазанова передали в Ростов-на-Дону, т.к. с 2015 года статьи, связанные с террористическими преступлениями, рассматриваются в военных судах.
Отец Рамазанова – Курбан Алиев – рассказал "Кавказ.Реалии", что его сын в июне 2015 года уехал учиться в Египет, но перебрался в Стамбул из-за более подходящих условий обучения. "Спустя три дня в Стамбуле сына задержали. Тогда была волна задержаний иностранцев после взрыва в полицейском участке. В итоге сыну велели покинуть страну, и он вернулся в Евгипет", - поведал Алиев.
Но продолжить учебу Рамазанов не смог из-за финансовых проблем, как говорит его отец. Вместе с женой дяди и малолетним двоюродным братом он вернулся в Дагестан.
Все эти дни его пытали током, избивали.
Адвокат Елена Денисенко утверждает, что ее подзащитный прилетел в Махачкалу 20 ноября, и в тот же день был задержан. "В материалах следствия утверждается, что он был задержан 26 ноября. А после прилета шесть дней где он был? Все эти дни, как сам Рамазанов рассказывал, его пытали током, избивали. От него требовали сознаться, что он имеет отношение к взрыву российского самолета в Египте. Я не раз требовала, чтобы провели освидетельствование медицинское, экспертизу по пыткам током, но ничего не было сделано", - рассказала Денисенко.
По ее словам, в суде на последнем заседании только было вынесено решение провести проверку по жалобам Рамазанова на пытки.
Боятся арестов
По словам Алиева, в Египте еще находятся его младший сын и родной брат. Они не могут вернуться домой, т.к. боятся преследования со стороны правоохранителей. Для них примером является не только история с их родственником, но и множество других случаев.
О некоторых из них "Кавказ.Реалии" рассказала дагестанская правозащитница Светлана Исаева, к которой обращались за помощью.
Вместе с братом вернулся из Турции и их сразу же задержали.
"Житель Цунтинского района Дагестана жаловался, что его племянника задержали в аэропорту г. Махачкалы, - рассказывает Исаева. - Он вернулся из Египта, где учился с двоюродным братом. Племянника полицейские подозревают в участии в НВФ в другом государстве. В доме его родственников обыск проводили, сам парень в СИЗО. И теперь обратившийся ко мне мужчина боится, что и его сына, который скоро вернуться должен, также арестуют".
"Или же вот случай с жителем Махачкалы. Он вместе с братом вернулся из Турции, и их сразу же задержали. Инкриминируют то же самое", - отмечает правозащитница.
По данным Исаевой, в тех же Турции и Египте находятся десятки дагестанцев, которые хотели бы приехать обратно.
"Ко мне за консультациями обращались родственники этих людей, мол, как нам быть, что сделать, чтобы их не арестовали. Единственный выход в таких случаях - так это предавать случи задержания огласке", - отметила собеседница.
Когда алиби не работает
В дагестанском МВД от официальных оперативных комментариев отказались, но источник в ведомстве сказал "Кавказ.Реалии", что задерживая прибывающих из упомянутых стран, чаще всего правоохранители перестраховываются.
"Задерживают многих, но большинство из них ведь сразу отпускают. А тех, к которым есть вопросы, тех, у которых нет внятных объяснений, что они делали там, задерживают чуть подольше. Как правило, невиновных потом отпускают", - заявил источник.
Вопрос разрешить можно, если наши органы будут сотрудничать с турецкими коллегами.
Но адвокат Денисенко опровергает его слова: "У людей на руках бывают справки, что они учились в таком-то месте, они предоставляют телефоны людей, с кем они контактировали во время учебы или проживания в стране. И это абсолютно не мешает их задерживать и применять к ним недозволенные методы расследования".
Правозащитница Исаева уверена, что ситуацию в корне изменило бы сотрудничество российских правоохранительных органов с коллегами из Турции, Египта и других стран.
"Понимаю, что ситуация сложная, прекрасно знаю, что сотни молодых дагестанцев уезжают воевать на стороне боевиков в Сирию или в Ирак. Но есть ведь и другие люди, которые временно живут в Стамбуле: из-за бизнеса, из-за семейных обстоятельств, на лечении. Им как быть? Каждый свой шаг и чих доказывать ведь невозможно. Можно этот вопрос разрешить, если наши органы будут с турецкими коллегами сотрудничать. Было бы лишь желание", - заключила Исаева.