50 человек из Дагестана сделали видеообращение к своим землякам с просьбой не вступать в бандформирования, или "не уходить в лес". Среди тех, кто принял участие в проекте, депутаты, журналисты, общественные деятели.
Инициатор проекта, выигравшая правительственный грант выпускница отделения журналистики ДГУ Лолита Разакова уверена, что данные усилия по воспрепятствованию "уходу в лес" оправданы.
"Если вербовка в ряды террористов проходит в социальных сетях, если наших ребят убеждают бросать семьи и браться за оружие именно там, мы не можем не действовать теми же методами", - передает ряд местных СМИ слова Разаковой.
Видеообращение было сделано в Махачкале. Разакова утверждает, что жители Дербента изъявляют желание сняться в роликах такого рода и в их городе.
"Кавказ.Реалии" решил поинтересоваться у дагестанцев, насколько эффективным считают эту инициативу они.
"Я не считаю, что этот вклад хоть на сотую долю процента повлиял на убеждения "заблудшей" молодежи", - поделился в беседе с "Кавказ. Реалии" один из участников проекта "Не уходи" на условиях анонимности.
По его мнению, "сама технология проекта настолько скудна, а подача не привлекательна, что даже самый любопытный пройдет мимо".
"Сама технология проекта настолько скудна, а подача не привлекательна, что даже самый любопытный пройдет мимо".
Однако собеседник отметил, что, все же, сложно отрицать факт существования в Дагестане проблем пагубного влияния на молодежь извне, из чего следует, что программы противодействия экстремизму и терроризму необходимы. Несмотря на это, по его мнению, заниматься проблемой надо на более высоком уровне и не превращать это в коммерческую площадку.
Необходимость своего участия в проекте собеседник объяснил тем, что "Дагестан – это маленькая республика, где все друг друга знают", из-за чего он не смог отклонить просьбу своих знакомых, которые реализовывали проект.
Более оптимистично по отношению к инициативе настроен журналист и руководитель группы мониторинга молодежной среды Руслан Гереев.
"Нам дорог каждый дагестанец. Если благодаря этому проекту возможно остановить хоть одного дагестанца, то его надо только приветствовать", - сообщил он "Кавказ.Реалии".
По его словам, идея видеообращения неплохая, но ждать от нее ошеломляющего эффекта не стоит, поскольку это - всего лишь реализация гранта.
"Необходимо подключить к этому направлению тех молодежных лидеров религиозных организаций, кто действительно является авторитетом для основной части молодежи".
"Я не думаю, что если даже кто-то и посмотрит это видеообращение, то оно будет воспринято. Мы должны понимать, что молодежь, которая руководствуется радикальными воззрениями, апеллирует к мнению теологов. Поэтому необходимо подключить к этому направлению тех молодежных лидеров религиозных организаций, кто действительно является авторитетом для основной части молодежи", - отметил Гереев.
Понять мотивацию тех, кто планирует вступить в бандформирования или "уйти в лес", считает трудным руководитель научно-практической лаборатории ДГУ народного хозяйства по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма Хабиб Магомедов.
"Есть идейные, есть и те, кого просто тянет на подвиги. Но на кого-то такой проект, как "Не уходи", может и подействовать, особенно, в Южном Дагестане. Там люди более чувствительные, эмоциональные", - полагает Магомедов.
"На кого-то такой проект, как "Не уходи", может и подействовать".
"В моей практике часто встречались ребята с Юждага, которым достаточно провести разъяснительную беседу, и они легко шли на контакт. Но другое дело – северная часть (горная). Там мотивация другая, и "детский лепет" не пройдет", - добавил эксперт.