Ссылки для упрощенного доступа

"После убийства Асельдерова боевики «залягут на дно»"


Спецоперация в Дагестане
Спецоперация в Дагестане

Несмотря на убийство Р. Асельдерова, говорить об уничтожении вооруженного подполья не приходится, считают эксперты

На минувшей неделе сотрудники Федеральной службы безопасности РФ совместно с МВД провели спецоперацию в селении Талги Ленинского района Махачкалы, в результате которой были убиты пятеро участников бандподполья. В сообщении, опубликованном на сайте ФСБ, говорится, что силовики заблокировали частный дом, в котором укрывались боевики. На предложение сдаться преступники открыли стрельбу по сотрудникам и были убиты ответным огнём.

Один из погибших был опознан как Рустам Асельдеров, известный также под именем Абу Мухаммад, лидер «Вилаята Кавказ» - северокавказской ячейки международной террористической организации «Исламское государство».

Асельдеров одним из первых присягнул на верность «Исламскому государству»

В сообщении ФСБ отмечается, что Асельдеров попал в поле зрения правоохранительных органов в качестве активного пособника дагестанского бандподполья ещё весной 2007 года. В 2009 году он вступил в состав одной из групп так называемого «центрального сектора», а летом 2010 года возглавил «кадарский джамаат» и назначен первым заместителем главаря бандподполья Даудова И.М, после смерти которого в 2012 году возглавил дагестанское отделение «Имарата Кавказ».

В 2014 году Асельдеров одним из первых присягнул на верность «Исламскому государству», а в июне 2015 года стал лидером «Вилаята Кавказ».

Абу Мухаммада считают организатором многих резонансных терактов в Дагестане и других регионов России. Так, по данным ФСБ, именно он организовал в 2013 году теракты в общественном транспорте и на железнодорожном вокзале Волгограда. Кроме того, ему приписывают попытку взрыва в новогоднюю ночь 2010 года на Красной площади в Москве, подрывы в Дагестане, Астраханской и Ставропольской областях, убийства имамов и мирных жителей.

«В результате успешной спецоперации ФСБ России существенно снижена террористическая активность дагестанского бандподполья, внесена дезорганизация в управление бандгруппами. Кроме того, не допущено совершения ими террористических актов на территории республики и за её пределами в период проведения новогодних праздников», - утверждают в ФСБ.

Смерть Асильдерова – очередной серьёзный удар по боевикам, однако о ликвидации подполья говорить не приходится, считает кавказовед, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

«Асильдеров был одним из серьёзных лидеров, он всё время был на руководящих позициях и эта череда ликвидаций главарей боевиков действительно ослабляет кадровый резерв подполья. Но в связи с тем, что террористы с Ближнего Востока тоже переживают не лучшие времена, они будут укреплять сети за его пределами, в том числе и в России. Надо помнить, что у нас наряду с реальным подпольем есть сеть вербовщиков, которая никуда не делась, и которая легко может трансформироваться в сеть террористов», – считает Ярлыкапов.

Эксперт отмечает, что в конце 2015 и начале 2016 годов северокавказские боевики активизировали террористическую деятельность в Дагестане и других регионах, что свидетельствовало о существенной финансовой подпитке из-за рубежа, сейчас же финансирование снизилось и боевики могут уйти в более глубокое подполье, чтобы переждать сложные времена.

Асильдеров был одним из серьёзных лидеров, он всё время был на руководящих позициях и эта череда ликвидаций главарей боевиков действительно ослабляет кадровый резерв подполья

«Однако тревогу вызывает то, что молодёжь продолжает вливаться в ряды боевиков и окончания этого потока не предвидится. [Для снижения уровня радикализации] надо решать комплексные проблемы, поскольку радикальные идеи обычно услужливо подсовывают тем, кто устал от коррупции и ищет социальную справедливость», - подчёркивает эксперт.

Провозглашение нового лидера «Вилаята Кавказ» не заставит себя долго ждать, однако северокавказское подполье в любом случае утратило «привлекательность для молодёжи», уступив место «Исламскому государству», уверен дагестанский журналист, попросивший не упоминать его имени.

«Самая главная загадка: какую позицию по отношению к ИГИЛ займёт новый лидер кавказских боевиков. Подтвердит ли он присягу на верность ИГИЛ или вернётся к идее Кавказского эмирата. В любом случае, сейчас большинство активных и радикальных молодых людей уехало непосредственно в Сирию. Учитывая усиленную работу силовых служб, вряд ли они смогут вернуться даже в случае разгрома «Исламского государства». Однако тогда можно будет говорить о возрождении «Имарата», - отметил собеседник «Каказ.Реалии».

XS
SM
MD
LG