Ссылки для упрощенного доступа

Полицейское право на насилие


Наказать нерадивых полицейских практически невозможно, считают эксперты
Наказать нерадивых полицейских практически невозможно, считают эксперты

На Северном Кавказе в последнее время полицейские становятся фигурантами уголовных дел о коррупции, вымогательстве, насилии и пр. Один их таких случаев недавно произошел в Кабардино-Балкарии: полицейские, под угрозой привлечения к уголовной ответственности, заставили местного жителя собрать коноплю, а потом возбудили против него дело по статье «хранение наркотиков». По данным экспертов, привлечь к ответственности сотрудника силовых структур крайне сложно, потому что на его стороне работает весь государственный силовой аппарат, надзорные органы и суд.

Таких преступлений слишком много на Северном Кавказе и почти всегда наказывать сотрудников правоохранительных органов бывает крайне сложно, отмечают наблюдатели. По мнению адвоката из Дагестана Сапият Магомедовой, массовые нарушения прав человека происходят на всех стадиях работы правоохранительной системы – от задержания человека до суда. Да и в самом суде могут принять любое решение. Например, человека задерживают и под пытками заставляют принаться в преступлении, при этом адвокат у него бывает назначенный. А нанятого его семьей адвоката просто не пускают к нему, он может находиться где то во дворе СИЗО и при этом в течении нескольких дней быть недопущенным к подзащитному.

Чаще всего подлоги и подставы со стороны правоохранителей в Дагестане встречаются по делам причастных к экстремизму или по пособникам, сказала Магомедова: «Для того, чтобы задержать человека, ему просто подкидывают оружие, наркотики или еще что-то. А потом уже в СИЗО с ним творят что хотят. Позже на суде, когда он говорит, что показания были даны под пытками, никто его уже не слушает. Суд ссылается на то, что в это время у него был адвокат. Могут не учесть, что в это время нанятый родственниками адвокат обивал пороги СИЗО, пытаясь попасть к нему».

Наказать таких сотрудников практически невозможно, считает адвокат. Она сама пять лет пыталась доказать вину сотрудников Хасавюртовского ГОВД, которые избили ее в полицейском участке. Адвокат считает, что не допущение наказания сотрудника для полицейского руководства является просто делом принципиальным, потому что это на начальство бросает тень и вообще выявляет сущность работы полицейской системы.

Но самым тяжелым регионом, где сотрудники силовых структур возведены почти что в ранг святых, – это Чеченская республика, отмечает член Совета по правам человека при президенте РФ Игорь Каляпин. По его словам, Следственный комитет просто не расследует жалобу на сотрудника силовых структур и даже не расследует. Доказывать причастность человека должен сам обратившийся. Добиться приговора не территории Чечни не удается, отмечает правозащитник, это только на федеральном уровне или решением Европейского суда по правам человека можно хоть чего-то достичь.

По мнению другого правозащитника, руководителя Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерия Хатажукова, у обычного гражданина нет возможности противостоять государственной системе, когда против него работает не только силовой аппарат, но и суд, который, как написано в Конституции, должен быть независимым. Но главная причина нарушения прав человека самими представителями властит – это то, что саму власть мы не выбирали, считает он. «Эту власть мы не избирали, не нанимали, она нам не подотчетна. Поэтому ею же и нарушаются наши права. Вот основная причина проблемы. А что делать? Наверно надо больше и громче говорить о этом, призывать к закону и совести», - заявил Хатажуков.

XS
SM
MD
LG