В осетинском обществе продолжается дискуссия о необходимости зоопарков. Являются ли они тюрьмой для диких и редких животных или единственным шансом выжить в отсутствии такой возможности в дикой природе?
Для некоторых людей содержание в доме редкого животного своего рода развлечение. Очень часто последним пристанищем для таких животных становятся зоопарки. Но и там нередко происходят инциденты со смертельным исходом. Зооактивисты и вовсе обвиняют сотрудников городского зоопарка в столице Северной Осетии в некомпетентности.
В ноябре 2018 года во владикавказском зоопарке умерла рысь, для которой только сейчас достраивают новый вольер. Ранее в соцсетях обсуждали судьбу амурской тигрицы Алины, которая попала в Осетию из Ростова. Животное было в плачевном состоянии. Тигрица с трудом перемещалась по клетке. Руководство зоопарка рассказывало, что у Алины проблема с хрящами (дисплазия), а в марте 2018 года тигрица исчезла. По версии зоопарка, у нее закончился контракт и ее отправили обратно в Ростов. Позже информацию о смерти тигрицы все же официально подтвердили, назвав причиной дисплазию и возраст.
"Питанием можно и убить"
Проблема зоопарка не в отсутствии питания, считают зооактивисты, а в некомпетентном подходе к рациону животных, когда им дают продукты, не совместимые с их физиологией, рассказывает зооактивистка по имени Альбина, попросившая не называть своей фамилии.
"Главная проблема нашего зоопарка - отсутствие специалистов, нет ни зоологов, ни биологов, есть лишь ветеринар. В истории с тигрицей виной было, очевидно, заражение крови. Они зверским способом удаляли ей когти на лапе. Именно после этого ей начало становиться хуже, и в конце она померла. Этот вид в красной книге", - рассказывает Альбина.
Активистка говорит и о сомнительной версии смерти рыси и в целом, о кормлении кошачьих мучными изделиями, о плохих условиях содержания.
Нарушением она считает и содержание в зоопарке домашних животных, которые могут становиться разносчиками инфекций.
Специалисты есть, но животные гибнут
Зоопарк находится на балансе Владикавказского муниципального центра досуга и культуры "Радуга". Руководитель центра Артур Кокоев в комментарии для "Кавказ.Реалии" рассказал, что зоопарк в своей работе не сталкивается с проблемами недофинансирования или недостаточного питания для животных.
"Зоопарк полностью на самофинансировании, на самоокупаемости. Животные получают питание в норме. Что касается тигрицы, то ростовский зоопарк передал нам ее больной", - сообщил Кокоев.
Он также отметил, что зоопарк располагает квалифицированными сотрудниками, ухаживающими за животными, достаточно, с его слов, и ветеринаров.
В свою очередь, заведующий зоопарком Аслан Беликов рассказал, что финансирование зоопарка в части заработной платы сотрудников, оплаты коммунальных расходов, происходит за счет бюджета города Владикавказа. В остальном за последние годы зоопарк вышел на самоокупаемость. Учреждению удается даже направлять средства на модернизацию, расширение вольеров для животных. Зоопарк смог расплатиться с долгами за корма, которые накопились за предыдущие годы работы.
"Когда я пришел в зоопарк, долг по кормам был 5-7 млн руб., о развитии не было и речи. В течение 1-1,5 лет мы вывели его по нулям и сейчас даже за прошлый год смогли построить за свой счет пару вольеров, новый птичник, отдельные загоны для страусов и лошадей", - рассказывает Беликов.
Приют, не зоопарк
По его мнению, в обществе зачастую формируется неправильное отношение к их работе.
"Некоторые думают, что мы ловим животных в дикой природе, сажаем их в клетки и зарабатываем на них деньги. Но это не так. Это даже не зоопарк, это приют для диких животных. Этих животных сдают в зоопарк потому, что они в природе сами не выживут и у них две дороги, либо усыпить, либо предоставить хоть какие-то условия для их жизни. К нам в основном сдают возрастных животных, либо больных", - говорит Беликов, и добавляет, что переименование, о котором он говорит многие годы, "вызвало бы правильное восприятие".
Как рассказал заведующий, зоопарк в республике появился около 35 лет назад. В то время в санатории "Осетия" содержался медведь. В поисках места для его размещения на хоздворе у центрального парка выделили участок, подготовили документы, так и появился в Северной Осетии зверинец.
Беликов отмечает, что тигрица Алина прибыла к ним из ростовского зоопарка с коэффициентом 0,1 по документам, что означает, что животное фактически было списано.
"Они даже не думали, что она доедет до Владикавказа, у нее хрящи не срастались, это тяжелое заболевание для животного. Она приехала к нам 15-летней и прожила у нас еще 5 лет. Это достаточно серьезный возраст для кошек. Мы стараемся увеличивать пространство для животных. Сейчас планируем заняться более крупными животными, увеличим их территории", - сказал Беликов.
Он опроверг информацию о том, что животных в зоопарке кормят рационом, противопоказанным к употреблению.
"Львица, кушающая пироги, выросла на руках, ее зовут Клеопатра, она до сих пор себя чувствует человеком. Она у нас ела пироги. Недоедающих животных у нас нет. Есть специалисты, ветеринары, разбирающиеся в рационе. Мы не кормим их пирогами, это так получилось. Если тебе животное смотрит в рот, мало кто останется равнодушным. Она смотрела и ей дали с руки поесть пирог, она его поела. Это вообще не означает, что ей приносят пироги для подкорма", - рассказал Беликов.
Рысь, не въехавшая в новый дом
19 ноября 2018 года в зоопарке умерла рысь. По словам Беликова, ей было около 17 лет.
"У нее была клетка 2х2 метра внутрь и 2х2 метра наружу. Два года назад мы начали делать для нее новую клетку, нас проспонсировал неравнодушный человек. В этом году мы закончили делать, там дом из камня, 5х10м. Это самый большой на сегодня вольер, но она не дожила. Это был мальчик, рысь-каракал. Ее сдал цирк, так как она не поддавалась дрессировке, оказалась ненужной. Тигров и рысей у нас нет и в принципе не могло быть, если бы с Ростова не прислали. Из редких животных в основном у нас птицы", - заключил Беликов.
По результатам вскрытия у рыси было двухстороннее гнойное воспаление легких, гнойное воспаление почек, инвагинация кишечника (вид непроходимости кишечника, причиной которого является внедрение одной части кишечника в просвет другой – прим. ред.), рассказал в комментарии "Кавказ.Реалии" кандидат ветеринарных наук, ветеринар зоопарка, Александр Засеев.
"Легкие были запущены, гнойное воспаление свидетельствует о давнишнем процессе, она заболела очень давно, это переходит в хроническую форму, с возрастом это усложняется. Инвагинация кишечника появляется тогда, когда они не докармливаются, а их кормили более, чем достаточно. Ее привезли совсем худой, нога перебита была. Рыси было 10-12 лет, по моим данным, у нас она прожила 7 лет. Они живут до 15-20 лет. Смерть животных в зоопарке в основном происходит по естественным причинам, в связи с возрастом", - рассказал Засеев.
Статистика падежа
2017 год обошелся без падежа. Ранее, в 2016 году умер 25-летний благородный олень с диагнозом гидроперекардит (мог стать следствием переохлаждения) и гидроперетонит (связан с попаданием инфекции, может быть обусловлен свободным доступом посетителей к животным).
"Посетители приносят с собой корм и свободно подходят к животным. На вскрытии я многократно фиксировал значительное количество инородных тел, целлофановые пакетики до нескольких килограмм, однажды у оленя извлек веревку длиной 3 метра", - рассказывает ветеринар зоопарка.
По его словам, в 2015 году погиб верблюд, возрастом 1,5 года. В рубце было обнаружено значительное количество шерсти в виде мячика, попавшей туда через пищевод.
В 2011 году во время родов погибла львица.
В январе 2011-го погиб верблюд, в результате того, что поскользнулся. У него произошел перелом шейных позвонков, смерть наступила мгновенно.
В 2009 году – верблюд, в возрасте 30 лет. Ранее он неоднократно нападал на рабочих с серьезными последствиями для них.
2009 году умер благородный олень возрастом 20 лет. При вскрытии были обнаружены инородные тела в рубце, веревка длиной 3 метра.
В 2008 году умер медведь, у него обнаружена опухоль в области пилоруса (вход-выход желудка-пищевода), вследствие чего: непроходимость пищевых масс, инвагинация кишечника.
В 2005 году умер 35-летний дагестанский тур. На вскрытии в рубце было 3,5 кг целлофана.
Единственный случай эвтаназии (усыпления) животного, о котором помнит Засеев был связан с 54-летней медведицей, подаренной Северной Осетии дрессировщиком Владимиром Дуровым (Владимир Григорьевич Дуров (1909—1972) — советский артист цирка, дрессировщик. Народный артист СССР - прим. ред.)
"Она родила пятерых медвежат, попала в книгу рекордов Гиннеса. В 2000 году собственная дочь загрызла ее, ноги, уши, губы. Мамаше было 54 года, она не могла уже войти в вольер, после еды у нее сразу начиналась рвота, пришлось провести эвтаназию", - заключил Засеев.