Linkuri accesibilitate

Юстиция

duminică 11 mai 2025

Calendar
mai 2025
Lun Mar Mie Joi Vin Sâm Dum
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
За изменение формулировок проголосовали 54 депутата от PAS.
За изменение формулировок проголосовали 54 депутата от PAS.

Депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) пересмотрели закон «О внешней проверке судей и прокуроров», более известной как «vetting». С требованием его пересмотреть выступила президент Майя Санду.

Парламент собрался на внеочередное заседание 17 августа. Закон, который отказалась промульгировать Санду, пересмотрели в приоритетном режиме.

В первой редакции закон предполагал, что судью или прокурора могут признать «не соответствующим критериям этической неподкупности», если за последние пять лет они серьезно нарушили нормы этики или приняли решения, которые противоречат нормам закона или решениям Европейского суда по правам человека. При этом комиссия должна учитывать правовые нормы, которые действовали на момент принятия спорных документов, а также окончательные судебные решения.

Санду предложила депутатам скорректировать проект так, чтобы комиссия могла пренебрегать теми судебными решениями, которые члены комиссии посчитают необоснованными. Депутаты согласились с ее предложением и внесли поправку в законопроект, но отметили, что в таких случаях «комиссия сможет высказываться о нарушении правил этики и профессионального поведения, но не высказываться о законности этих решений».

Также президент предложила, продумать механизм, которым сможет воспользоваться комиссия «vetting», если Высший совет магистратуры (ВСМ) или Высший совет прокуроров (ВСП) отклонят ее решения. Депутаты согласились и с этим предложением и разрешили комиссии оспаривать решения ВСП или ВСМ в Высшей судебной палате.

За изменение формулировок проголосовали 54 депутата от PAS. Депутаты от неконституционной партии «Шор» бойкотируют все заседания парламента, а депутаты из блока ПСРМ-ПКРМ покинули заседание после того, как правящее большинство отклонило все их предложения по изменению повестки дня.

Проверку «vetting» должны пройти все судьи Апелляционных палат страны и все прокуроры специализированных прокуратур. Также «vetting» ждет прокуроров и судей, которые, начиная с 2017 года, занимали руководящие должности. Комиссия «vetting» отправит свои заключения органам самоуправления судей и прокуроров (ВСМ и ВСП). Именно им предстоит решить, уволят ли они судью или прокурора. Причинами увольнения могут стать этические нарушения, допущенные за последние пять лет или конфликты интересов, допущенные за последние 10 лет.

Также, судью или прокурора смогут уволить если комиссия выяснит, что разница между его доходами и расходами за последние 12 лет превысила 234 тыс. леев, или если сумма неуплаченных налогов за последние 10 лет составила 58,5 тыс. Леев.

Ранее глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин раскритиковала идею проведения «vetting» прокуроров. Она заявила, что многие прокуроры захотят уволиться, чтобы избежать проверок. «Мы тоже люди, как и все остальные. У нас есть право не выносить на публику детали о личной жизни и финансах», — рассказала Драгалин. По ее словам, «vetting» может заблокировать работу Антикоррупционной прокуратуры.


В феврале 2023 года большинство судей Высшей судебной палаты (ВСП) уволились. Некоторые из них сообщили публично, что подали в отставку, чтобы избежать проверки.

Подпишитесь на наш Telegram, где мы коротко и понятно рассказываем о главных событиях дня.
Ярмалюк оказался в центре общественного внимания осенью 2021 года после того, как его включили в группу прокуроров, которые вели дело против отстраненного генпрокурора Александра Стояногло.
Ярмалюк оказался в центре общественного внимания осенью 2021 года после того, как его включили в группу прокуроров, которые вели дело против отстраненного генпрокурора Александра Стояногло.

Последние два года несколько самых резонансных дел вел прокурор Петру Ярмалюк, чья карьера в прокуратуре началась относительно недавно. Благодаря последним поправкам, в закон «О прокуратуре» выяснилось, у него недостаточно опыта, чтобы вести такие дела.

Рассказываем, кто такой Ярмалюк и как вышло, что он вел, минимум семь дел известных политиков, прокуроров и судей.

15 августа и.о. генпрокурора Ион Мунтяну подписал указ о возвращении Ярмалюка в прокуратуру Кишинева. Дело в том, что Ярмалюк начал работать прокурором в 2019 году и его сразу назначили в Кишиневскую прокуратуры. В Антикоррупционную прокуратуру его перевели временно. По закону, претендовать на должность прокурора Антикоррупционной прокуратуры можно только, если прокурор уже проработал четыре года в обычной прокуратуре.

Перевод Ярмалюка означает, что все дела, которые он вел в Антикоррупционной прокуратуре в одиночку или вместе с коллегами, включая дело отстранённого генпрокурора Александра Стояногло и бывшего президента Игоря Додона, распределят другим прокурорам.

В прокуратуре принято, что прокуроров из территориальных прокуратур могут временно перевести в специализированные, если они не соответствуют всем критериям, чтобы полноправно вступить в должность. Так Ярмалюк и попал в Антикоррупционную прокуратуру, где «отметился» начиная с октября 2021 года, когда прокуратурой управлял прошлый и.о. генпрокурора Думитру Робу.

31 июля депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) приняли поправки к закону «О прокуратуре». Согласно им, даже чтобы временно работать в Антикоррупционной прокуратуре, у прокурора должен быть стаж работы четыре года.

Как рассказали в пресс-службе прокуратуры, когда закон вступил в силу, в Анткиоррупционной прокуратуре было десять прокуроров, которых временно перевели туда работать. Но только у двоих не было достаточного стажа, чтобы остаться. Так, нынешний и.о. генпрокурора Ион Мунтяну «посоветовавшись в главой Антикоррупционной прокуратуры» решил вернуть Ярмалюка в прокуратуру Кишинева.

Мало стажа и резонансные уголовные дела

Ярмалюк оказался в центре общественного внимания осенью 2021 года после того, как его включили в группу прокуроров, которые вели дело против отстраненного генпрокурора Александра Стояногло. Ярмалюк вместе с прокурором Виктором Фуртунэ участвовал в судебных заседаниях суда Чекан, на которых рассматривали вопрос о мере пресечения для отстраненного генпрокурора.

В декабре 2021 года первое уголовное дело против Стояногло передали в суд. По этому делу его обвиняют в превышении полномочий при выплате пособия по увольнению бывшему главе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS) Николаю Китороаге. Стояногло утверждает, что пособие выплатили по ошибке, а Китороагэ вернул деньги прокуратуре. На первых заседаниях суда по этому делу обвинение представлял Виктор Фуртунэ. После того, как Фуртунэ перевели в PCCOCS, обвинение по этому делу стал представлять Ярмалюк, а затем к стороне обвинения присоединялась и бывшая и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Елена Казаков.

Параллельно с этим, тоже по решению и.о. генпрокурора Робу, Ярмалюка включили еще в несколько следственных групп, которые расследовали дела о незаконном обогащении прокуроров и судей, которые занимали ключевые должности. Так, Ярмалюк присутствовал во время обыска в доме у замгенпрокурора Руслана Попова, которого обвиняли в незаконном обогащении. Сейчас это дело рассматривает суд.

Ярмалюк входил и группу, расследовавшую дело бывшего главы прокуратуры Чекан Игоря Попы, которого обвинили в незаконном обогащении и указании ложных данных в декларации о доходах. Когда дело передали в суд Игорь Попа добился отвода Ярмалюка.

Также, Ярмалюк входил в группу, которая расследовала дело бывшего главы Апелляционной палаты Бельц Александра Георгиеша.

Уголовные дела против политиков

В феврале 2022 года Ярмалюка включили в группу, которая вела дело о незаконном обогащении 14 бывших депутатов от Партии Коммунистов (ПКРМ). Речь идет о депутатах, которые в 2015 году покинули ПКРМ, а через некоторое время они вступили в Демпартию. Пятерых из 13 депутатов, у которых прошли обыски, задержали в тот же день. Затем их арестовали на несколько месяцев, а потом меру пресечения сменили на более мягкую. Вскоре прокуроры сообщили, что предъявили депутатам обвинения в активной и пассивной коррупции. Но эти обвинения так и не удалось доказать, поэтому в конце 2022 года дело закрыли. Расследование дел о незаконном обогащении продолжается.

Самым знаменитым в «списке Ярмалюка» стало дело бывшего президента Игоря Додона. В мае 2022 года Ярмалюк вместе с офицерами Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) нагрянул к нему в дом с обыском. Против Додона завели дело по нескольким обвинениям: от пассивной коррупции и незаконного обогащения до предательства родины. Согласно указу Робу, подписанному 19 мая 2022 года, кроме Ярмалюка, в следственную группу включили еще шестерых прокуроров и несколько десятков офицеров НЦБК и Службы информации и безопасности.

Осенью того же года эпизод, по которому Додона обвиняют в получении от экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка от 600 тыс. долларов до 1 миллиона, отправили в Высшую судебную палату (ВСП). Именно подпись Ярмалюка стоит под всеми документами, которые передали в суд.

Вместе с Ярмалюком обвинение по этому делу представляет прокурор Виталий Кодряну. На заседаниях суда адвокаты Додона неоднократно заявляли отвод Ярмалюку, утверждая, что у него недостаточно опыта для того, чтобы представлять в ВСП дело против бывшего президента. Также они утверждали, что прокурор относится предвзято к подсудимому. Все заявления адвокатов судьи отклонили, а зимой 2023 года даже оштрафовали их за то, что они подали заявление с повторными аргументами. Впоследствии эти штрафы отменили.

В феврале 2023 года Ярмалюк завел против Додона еще одно уголовное дело. Он предъявил Додону и его жене Галине обвинение в использовании фальшивого документа. Речь идет о медицинской справке, на основании которой Додон и его жена пытались получить разрешение выехать на неделю за рубеж. В апреле 2023 года это дело начал рассматривать суд Буюкан, а через несколько недель его объединили с другим делом Додона — «Energocom».

Что говорят в Антикоррупционной прокуратуре

Сообщая о переводе Ярмалюка Антикоррупционная прокуратура раскритиковала поправку, из-за которой это пришлось сделать. В ведомстве утверждают, что она «затрудняет работу Антикоррупционной прокуратуры, которая всегда основывалась на усилиях и работе молодых прокуроров, которых делегировали из других прокуратур».

В Антикоррупционной прокуратуре предложили снизить стаж работы, необходимый для перевода, до трех лет: «Если мы хотим, чтобы у нас была реформированная Антикоррупционная прокуратура с репутацией и новой энергией, необходимо продвигать механизмы, которые помогут построить такое учреждение».

Подпишитесь на наш Telegram, где мы коротко и понятно рассказываем о главных событиях дня.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG